«Ориентализм, отношение Запад-Восток»

25 октября 2019 года в малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова прошло заседание дискуссионного философского клуба «Время и бытие». С докладом выступили руководитель клуба, магистр философии Джамирза Магомедов и студент исторического факультета Дагестанского государственного университета Руслан Акаев.

Во-первых, ориентализм представляет собой дискурс власти-знания, который не исследует Восток в объективной данности, но создаёт иллюзорную модель, симулирующую Восток, то есть ориентализм – это симулякр Востока. Во-вторых, западный мир создаёт «Восток» и наделяет его противоположными себе, негативными характеристиками, такими как чувственность, отсталость, жестокость в противовес таким качествам Запада, как интеллектуальность, развитость, гуманность и т.д. Таким образом, Запад нуждается в существовании образа такого нелицеприятного Востока, который помогает Западу самоидентифицироваться. В-третьих, ориентализм, принятый Востоком как некая истина, лишает субъектности сам Восток, и такие качества, как самостоятельность, политическая воля, познание, воспринимаются восточным человеком как чуждые его обществу.

Тема ориентализма интересна тем, что она охватывает почти все сферы нашей жизни: общественное и историческое сознание, стереотипы, фольклор, масс-медиа и массовую культуру, социальные и гуманитарные науки, сферу образования и т.п. Существование ориенталистского сознания датируется временами географических открытий, как только европейцы стали позиционировать себя как носители истинного знания и агенты прогресса.

Если рассматривать термин «ориентализм» более широко, то можно утверждать, что «ориентализм» являет собой особое мировоззрение. Следовательно, уместно будет говорить о существовании определённого «ориенталистского» мировоззрения или ориенталистского образа мышления, а также определённой ориенталистской методологии в социальных и гуманитарных науках.

Некоторые наблюдатели высказывают мнение, состоящее в том, что арабская интеллигенция, включая аналитиков и исследователей, находится в состоянии полной апатии и бездействия, не будучи в состоянии представить оригинальное мнение о вышеуказанных проблемах. Подобную точку зрения можно назвать предвзятой и ошибочной. Большая часть арабских аналитиков, которые смогли донести до читателей некоторых стран мира свои позиции по данным вопросам, являются этническими арабами, проживающими в США или в странах Западной Европы. Нередко оказывается, что они наравне со своими западными коллегами являются лишь наблюдателями за развитием ситуации на Ближнем Востоке. И лишь немногие из них оказываются способными воспринимать их (проблемы) как часть собственной жизни.

К числу подобных людей, «неравнодушных» по своей природе, живо, искренне, честно и бескомпромиссно относящихся к проблемам развития мира в целом и своей «исторической родины», относился выдающийся арабский мыслитель современности Эдвард Саид. Имя этого человека, внёсшего огромный вклад в развитие современной арабской и мировой общественной мысли и науки, к сожалению, мало известно в России.

Главным произведением его жизни стала книга «Ориентализм», которая была опубликована в Нью-Йорке в 1978 году. Целью написания книги было представление западного подхода к исследованию Востока.

Ориентализм (или востоковедение) – западная дисциплина, которая приобретает самостоятельное значение и была поставлена на научные оси в XVIII–XIX вв.

После докладов начались комментарии и вопросы.

Дискуссия прошла очень плодотворно.

Ольга Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ