В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована тематическая выставка «Искусство Турции».
За тысячи лет становления современной Турции на её территории сменилось множество национальностей, государств, религий и обычаев. Из-за всего этого колорита культура Турции стала очень узнаваемой и красочной.
Турецкая культура и искусство сложились на основе культурных традиций множества различных восточных стран, к которым относятся арабские страны, Закавказье, Византия, и тех традиций, что достались им в наследство от сельджуков. Переняв традиции и опыт хеттов, арабов, греков и римлян, турки смогли развить свой собственный, удивительный, ни на что не похожий стиль. Основная часть турецкого населения является мусульманами, хотя на территории государства ислам появился сравнительно поздно, но смог внести весомую лепту в формирование искусства этой страны.
Архитектура Турции разнообразна. Строительство на территории страны велось в основном из камня. Среди архитектурных сооружений в Турции можно встретить мечети, медресе, цитадели, дворцы, бани, крытые рынки и караван-сараи. Все строения украшены ажурной орнаментальной резьбой, цветной керамической облицовкой и художественными изразцами, для сюжета которых чаще всего использовали растительные мотивы, геометрические фигуры и каллиграфические надписи. Снаружи турецкие здания украшены рельефным рисунком, вырезанным на поверхности камня. Мечети в Турции строили различных видов. Мусульманские мечети отличаются от тех, что были возведены согласно византийским традициям.
Двери мечетей покрыты красивым резным узором, состоящим из нескольких симметрично расположенных полос, образующих ленты с геометрическим орнаментом, растительным узором и пятиконечными звёздами.
Из памятников светской архитектуры сохранились караван-сараи; среди них выделяется огромное здание Султан-хана в Конье, построенное в 1229 г. Расцвет архитектуры сопровождался развитием многих отраслей декоративного искусства. Высокого мастерства достигла резьба по дереву.
Скульптурные фигуры в Турции сохранились со времён сельджукского господства. Ими украшены монументальные постройки. В основном это высокие рельефные изображения фигур, сильно выделяющиеся на плоскости по сравнению с ровной стеной, которую обязательно оставляли гладкой для того, чтобы подчеркнуть скульптурный характер рисунка. Скульптурные изваяния также располагали на углах и фронтонах ниш.
Об искусстве живописи в Турции можно судить по немногочисленным рукописям, украшенным миниатюрами, которые создавались под воздействием иранской и азербайджанской художественной школы. Позже, когда окончательно сформировался особый стиль турецкой миниатюры, её использовали при дворе для возвеличивания султана. Гамма цветов, которую применяли турецкие художники в своей работе, немного грубовата и построена на резких контрастах. Фигуры у них получались угловатыми и жёсткими, в картинах не было романтичности и лиричности. Но в целом их произведения отличались гармонией и красочностью образа. Современная турецкая живопись развивается под влиянием европейской художественной школы.
Прикладное искусство Турции, особенно в XVI–XVII вв., славилось керамикой, тканями, коврами, изделиями из металла – утварью, оружием. Турецкая художественная керамика – облицовочная и бытовая.
По типу росписи в турецкой керамике выделяют две группы. В расцветке одной группы сосудов преобладает кораллово-красный цвет, в сочетании с зелёным и голубым создающий интенсивную красочную гамму. Для второй группы расписной керамики характерны синяя гамма тонов, слегка стилизованные изображения тюльпанов, гвоздики, ирисов, винограда, скомпонованные в изящные букеты на дне блюд и на поверхности кувшинов с шаровидным туловом.
Очень красочны турецкие шёлковые и парчовые ткани. Отличительной особенностью их орнаментации служат крупномасштабные изображения тюльпанов, гвоздики, гиацинтов. Растительные мотивы, трактованные обобщённо и орнаментально, создают звучные по цвету декоративные композиции. Излюбленная расцветка тканей – глубокий красный фон, на котором сверкает золотой и серебряный узор.
Ковроделие в Турции имело большое развитие. Ковры были предметом народного ремесла; изготовлялись они и в придворных мастерских. Орнамент турецких ковров состоит из сильно стилизованных растительных мотивов; часто встречаются и геометрические формы. Колорит ковров сдержанный, композиция чёткая и выразительная. Для некоторых турецких ковров характерно выделение заполненного узором центрального поля, обрамлённого несколькими полосами бордюра; широко распространены молитвенные коврики – так называемые намазлыки, где центром композиции является изображение михраба. По месту своего изготовления турецкие ковры разделяются на ряд типов, из которых наиболее значительны ковры гердес и ушак. Ушаки, как и многие другие турецкие ковры, представляют замечательные произведения декоративного искусства.
Турецкая музыка, хоть и развивается, как и другие, в современном русле, но чтит свои традиции. В её основе лежит турецкий фольклор, традиционная музыка, классика, а также веяния культур других народов – армян и греков, с которыми осуществлялся культурный обмен, развивающий культуры.
Современная музыка в Турции, как в большинстве стран, поддаётся влиянию западных веяний, так как эта музыка распространилась своими хитами по всему свету. Особенно развивается клубная культура, которая широко востребована, но именно турецкая клубная музыка стала популярной благодаря традиционным чертам своей культуры – страстности и эмоциональности. Это позволило турецкой музыке распространиться во многих других странах мира.
Музыка в Турции наполнена традициями – это классические произведения османской эпохи, мистические суфийские напевы, мелодии наций Центральной Азии – все они остались актуальными.
История народного турецкого танца уходит своими корнями в далёкое прошлое и является результатом взаимодействия большого количества культур и традиций разных народов, проживавших на одной территории в давние времена. Танцы сильно отличаются в зависимости от региона, где их танцуют. В настоящее время народные турецкие танцы исполняются на свадьбах, семейных мероприятиях, фестивалях, а также на религиозных и государственных праздниках. Порой в искусно исполненном танце благодаря языку тела и профессиональным движениям исполнителя может быть рассказана история целой жизни.
Представление об оружии турецкой армии XVII века сложилось давно. Первоначальные сведения о турецком оружии появляются в XIV веке в арабских и византийских источниках. Но в основном о комплексе наступательного клинкового и ударного вооружения турецкой армии XVII века мы можем судить по музейным экспонатам Государственного исторического музея, Оружейной палаты, Эрмитажа, музея-заповедника «Царское Село», Музея искусства народов Востока. Всё турецкое оружие, хранящееся в этих музеях, попало в Россию в качестве военных трофеев во время многочисленных русско-турецких войн или в качестве посольских даров, присланных турецкими султанами в разные годы.
Литература, представленная на выставке:
1. Аствацатурян, Э. Г. Турецкое оружие в собрании Государственного исторического музея [Текст]: альбом / Э. Г. Аствацатурян. – СПб: Атлант, 2002. – 335с.: ил., цв.ил.
2. Баркхардт, Титус. Искусство Ислама. Язык и значение [Текст] / Т. Баркхардт. – Таганрог: Ирби, 2009. – 288с.: ил.
3. Гюнтекин, Р. Н. Птичка певчая (Чалыкушу) [роман] / Р. Н. Гюнтекин. – М.: Издательство МСХА, 1991. – 416с.
4. Драгоценные жемчужины Востока. Самые знаменитые чудеса архитектуры и природы [Текст]. – М.: Белый город, 2011. – 208 с.: цв. ил.
5. Искусство народов Востока [Путеводитель-очерк] / Государственный музей искусства народов Востока. – М.: Советский художник, 1968. – 206 с.: цв.ил., ил.
6. История костюма: полная хрестоматия [Текст] / сост. М. Левентон. – М.: АРТ-РОДНИК, 2008. – 352с.
7.Миллер, Ю. Искусство Турции [Текст] / Ю. Миллер. – М.; Л.: Искусство, 1965. – 168с.: ил.
8. Низовский, Андрей Юрьевич. 100 великих шедевров архитектуры [Текст] / А.Ю. Низовский. – М.: Вече, 2005. –432 с.: ил.
9. Сто великих храмов мира [Текст] / М. В. Губарева, А. Ю. Низовский. – М.: Вече, 2000. – 512с.: ил. (Сто великих).
10. Сто великих музеев мира [Текст]: справочное издание / автор-составитель Н. А. Ионина. – М.: Вече, 2000. – 508, [3]с.: ил.
11. Stierlin, Henri. Islam from Baghdad to Cordoba [Текст] = Исламская архитектура / H. Stierlin. – Hong Kong: TASCHEN, 2009. – 224с.:ил.
Отдел литературы по искусству