День кумыкской литературы

16 июня 2021 года в Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова в рамках аудиопроекта «Золотые уста дагестанской литературы» прошел день кумыкской литературы, на котором прозвучали стихи кумыкских поэтов.

Кумыки – наиболее крупный из тюркских этносов Северного Кавказа и третий по численности среди народов Дагестана. Носители кумыкского языка в пределах Дагестана компактно расселены в Хасавюртовском, Бабаюртовском, Буйнакском, Каякентском районах. Кроме того, в Кайтагском районе находятся селения Маджалис, Тюменлер, Янгикент, а в районе Махачкалы - Тарки, Кяхулай, Альберикент, Ленинкент. За пределами республики кумыки частично расселены в Чеченской и Северно-Осетинской республиках.

Письменность на кумыкском языке возникла на основе арабского алфавита и просуществовала вплоть до 1929 года. С 1929 по 1938 гг. кумыки пользовались алфавитом, созданным на латинской графике. С 1938 года письменность развивается на основе русской графики. Старейшие записи отдельных кумыкских слов, сделанные арабским письмом, относятся к середине XVII века. Художественная литература кумыков восходит к общетюркским памятникам фольклора. Она берет начало со средних веков (Умму Камал, XV в.; Али Багдади, XVII в.), в ней доминируют религиозные мотивы. Венцом духовной литературы является наследие Абдурахмана из Какашуры (вторая половина XVIII в. — 1841 г.). Со второй половины XIX века зазвучали светские темы, появилась гражданская проблематика. В произведениях классика дагестанской литературы кумыкского поэта Ирчи Казака (1830—1879) освещены общечеловеческие ценности, отстаиваются права и свободы личности. В досоветской литературе каждый из поэтов: Магомед-Эфенди Османов, Манай Алибеков, Абусуфьян Акаев, Нухай Батырмурзаев и другие сыграли огромную роль в развитии национальной культуры.

Смена строя существенно изменила мотивы, но не остановила развитие кумыкской литературы. В 20-30-е годы XX века, и в последующие годы кумыкские поэты - Абдулла Магомедов, Темир-Булат Бейбулатов, Алимпаша Салаватов, Аткай Аджаматов и другие создавали значительные произведения. Родившиеся в конце 30-х годов  XX века - Магомед Атабаев, Ахмед Джачаев, Хайбулла Атаев не только обогатили литературу советского периода, но продолжают творить и по сей день.

В современной постсоветской поэзии мотивы снова поменялись и потеряли однородность. Авторы переходят на общечеловеческие ценности, позиции человеколюбия, гуманизма, национализма (не в ущерб идее дружбы народов). Важными темами современной поэзии стало трагическое, но славное прошлое родной земли, разделенной на части, сохранение родного языка, собственной ментальности. Поэзия и вся кумыкская литература стали чаще обращаться к легендарным временам (образы правителей, поэтов и ученых прошлого, взятые в основном из героических народных песен). Символом национальной идеи стал Ирчи Казак. Его воспевают Акай Акаев, Анвар Гамидов, Бадрутдин Магомедов, Латип Гаджакаев и т.д. В стихотворениях Шейит-Ханум Алишевой, родившейся в депортации, описаны трагические последствия изгнания для жителей Тарки, Кяхулая, Альбурекента. Недостатки современного общества подвергают критике в своих стихах Багаудин Узунаев и др.

Приобщиться к богатой кумыкской литературе поможет наш проект «Золотые уста дагестанской литературы», в котором достойно представлена кумыкская литература.

П. Муртузалиева, зав. отделом краеведческой

и национальной литературы