«Знаменитый и неизвестный»

С 19 июля 2024 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвящённая 190-летию со дня рождения французского художника Эдгара Дега.

Эдгар Илер Жермен Дега - французский живописец, график, скульптор, один из самых выдающихся представителей импрессионизма. Родился в старинной банкирской семье, получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого. В 1855 поступает в Школу изящных искусств. Но в 1856г. неожиданно для всех Эдгар Дега бросает учебу и уезжает на два года в Италию, где с большим интересом изучает работы великих мастеров ХVI в. и Раннего Возрождения. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, Лувр, Париж, рисунок головы баронессы Беллели), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки). Вернувшись в Париж, Эдгар Дега обращается к исторической теме, но в отличие от салонной живописи тех лет отказывается от идеализации античной жизни, изображая ее такой, какой она могла бы быть на самом деле. Движения человеческих фигур на полотне лишены изысканной грации, они резки и угловаты, действие разворачивается на фоне обычного повседневного пейзажа. Эдгар Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин. Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин, используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы – это «Мисс Лала в цирке Фернандо». Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни «Танцевальный класс», «Танцовщица на сцене», «Голубые танцовщицы» и др. В середине 1880-х гг. Эдгар Дега начинает использовать пастель. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом («После ванны»). В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Э. Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски, и кистью наносил ее на холст. Одна из излюбленных тем Э. Дега-изображение лошадей перед стартом. Для того чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований. «Скаковые лошади перед трибуной», «На скачках», «Жокеи перед скачками» и др. В последние годы Э. Дега обращается к скульптуре. Он лепит то, что хорошо знает и любит: балерин и коней. Мастер утверждал своим искусством эстетическую ценность естественного, обыденного, того, что принято считать банальным, недостойным внимания художника. Он создавал удивительные по художественной ценности произведения, поражающие богатством колорита, декоративностью, тончайшими переливами пастели, великолепным рисунком.

Литература, представленная на выставке:

1. Дега 1834-1917: биография отдельного лица - Иллюстративный материал / автор предисловия и составитель Б. А. Зернов. - Ленинград; Москва: Советский художник, 1965. – 39 с: 52 ил.

2. Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников: сборник биографической информации / Э. Дега. - Москва: Искусство, 1971. - 302 с.: ил.

3. Европейская живопись XIII-XX вв.: энциклопедический словарь / редактор В. В. Ванслов. - Москва: Искусство, 1999. - 527 с.: ил.

4. Искусство: иллюстрированная энциклопедия / составитель А. Дылейко. - Москва: Белфакс, 2002. - 336 с.: ил

5. Прокофьев, Валерий Николаевич.Об искусстве и искусствознании : статьи разных лет : классическое и романтическое искусство. На переломе от нового к новейшему времени. Великие мастера ХХ века. Вопросы теории и искусствознания / В. Н. Прокофьев. - Москва: Советский художник, 1985. - 304 с.: ил.

6. Райнов, Богомил. Волшебный фонарь / Б. Райнов ; перевод с болгарского Е. Фалькович ; автор предисловия Е. Львова ; общая редакция Г. Конечная ; редактор З. Петрова. - Москва: Радуга, 1986. - 511 с.: ил.

7. Crespelle, Jean-Paul. Dega / J. Crespelle. - Варшава, 1977. - 178 с.

8. Ревалд, Джон. История импрессионизма / Д. Ревалд ; перевод П. В. Мелкова ; художник В. А. Тогобицкий. - Москва: ТЕРРА - Книжный клуб "Республика", 2002. - 416с.

9. Энциклопедия мировой живописи / составитель Т. Г. Петровец, Ю. В. Садомова. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 431 с.

10. Энциклопедия мировой живописи / Е. В.Иванова. - Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 496с.

11. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. / составитель Т. Г. Петровец. – Москва: Олма - Пресс, 2001. -320с.

Отдел литературы по искусству