«Жизнь, освещенная солнцем»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Жизнь, освещенная солнцем», посвященная 180-летию со дня рождения французского художника Пьера Огюста Ренуара.

Огюст Ренуар – один из тех редких художников, кто сумел передать в своих работах свет, трепет и нежность в изображении женщин. Радостные и чувственные работы Ренуара делают его творчество понятным и востребованным во все времена.

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года во французском городе Лимож. Его отец Леонард Ренуар работал портным, мать швеей. Многодетная семья была небогатая, но дружная и любящая.

Самой лучшей школой живописи для себя Ренуар считал Лувр. Туда он, будучи подростком, бегал в обед, работая на фарфоровой фабрике. В 1862 году Ренуар поступает в Парижскую школу изящных искусств и в студию известного живописца Шарля Глейра, сторонника академической традиции, доминирующей тогда во Франции. Суть этой традиции в том, что картины должны быть большими, темными по тону, сюжет позаимствован из мифологии или истории.

Летом 1869 года Огюст Ренуар и Клод Моне, работая вместе, стали применять фрагментарные отрывистые мазки, наполнявшие их работы ощущением жизни и движения. Художники много экспериментируют с цветом, светом и тенью на полотнах.

В 1881 году Ренуар посетил Италию, впервые познакомившись с работами мастеров Возрождения. Художник понял, что его картинам не хватает технического совершенства. Это понимание повлияло на его работы, что заметно по более четким линиям и мелким мазкам на полотнах.

Известные картины, написанные в это время: «Зонтики»; «Большие купальщицы»; «Танец в городе».

Начало 1890-х годов было успешным для Огюста Ренуара. Состоялась его персональная выставка, музей Люксембурга приобрел его картину. В это же время художник снова несколько меняет свою живописную манеру, добавляя переливчатость цветов. Потому период его творчества с 1891 по 1903 гг. называют «перламутровым». В это время были написаны «Весна», «Сын Жан», «Спящая женщина». Последним периодом в творчестве Огюста стал «красный», который ознаменовался пристрастием мастера к теплым красным и розовым оттенкам. Были созданы: «Прогулка»; «Габриэль в красной блузе»; «Анемоны». Наиболее успешными из ранних работ мастера стали: «Натюрморт с большой цветочной вазой», «Трактир матушки Антони», «Диана-охотница». Огюст часто писал портреты своих друзей: «Портрет Фредерика Базиля», «Портрет Альфреда Сислея с женой», «Моне читает». Художник часто работал на природе вместе с Клодом Моне. Нередко они даже выбирали одни и те же сюжеты и точки обзора. В 1869 г. у обоих появились картины с одинаковым названием – «Лягушатник». На них изображено известное кафе на воде со станцией проката лодок. В 1877 году художник написал одну из самых известных своих картин – «Портрет Жанны Самари», затем создал «Портрет мадам Шарпантье с детьми», который сделал его одним из самых востребованных портретистов своего времени.

В том же году мастер написал картину «Завтрак гребцов». На ней впервые появляется Алина Шериго (в образе дамы с собачкой), будущая жена Ренуара.

Он работал до последних дней жизни. Будучи парализованным 78-летним стариком, Ренуар писал одним пальцем, к которому прикрепляли кисти. Не стало «живописца счастья» 3 декабря 1919 г. Работа была смыслом существования художника с детства и до кончины. Последнюю картину Ренуар закончил за несколько часов до смерти. Написанные не с натуры «Вальдшнепы», пожалуй, единственная трогательно-грустная картина великого мастера кисти.

Литература, представленная на выставке:

1. Воллар А. Ренуар / Амбруаз Валлар. – М.: Республика, 1995. - 251 с.: цв.ил.

2. Готье М. Ренуар / Максимилиан Готье. – М.: Слово, 1995. - 95 с.: цв.ил.

3. Дитель А. Ренуар / А. Дитель. - М.: АСТ; [Б. м.] : Астрель, 20022002. - 176 с.

4. Перрюшо А. Жизнь Ренуара / Арни Перрюшо; пер. с французского: С.А. Тарханова, Ю. Я. Яхнина. – Москва: Радуга, 1986. - 335 с.: ил.

5. Платонова Н. Искусство: Энциклопедия / Н. И. Платонова: ред. А. А. Никишин. – Москва: Росмэн-Пресс, 2002. - 143 с.: ил.

6. Ревалд Д. История импрессионизма / Д. Ревалд; пер. П. В. Мелкова; худож. В. А. Тогобицкий. - Москва: ТЕРРА-Книжный клуб "Республика", 2002. - 416 с.: цв. ил

7. Ренуар [Альбом] / авт., сост. М. Прокофьева. - Москва: Советский художник, 1966. - 112 с.: цв. ил.

8. Ренуар Ж. Огюст Ренуар / Жан Ренуар; пер. с французского Олега Волкова. – Москва: Искусство, 1970. - 335 с.: цв. ил.

9. Энциклопедия мировой живописи / Сост. Т.Г. Петровец, Ю.В. Садомова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 431 с.: ил.

10. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. / сост. Т.Г. Петровец. - М.: Олма - Пресс, 2001. - 320 с.: цв.ил.

Отдел литературы по искусству