«Завсегдатай Мулен-Руж»

С 22 ноября 2024 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка, посвященная 160-летию со дня рождения французского художника Анри Мари Тулуз-Лотрек.

Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в городке Альби. Его родители были знатные аристократы. Он был потомком графов Тулузских и виконтов де Лотрек. Рисованием Анри увлекся ещё в детстве. Его детские альбомы были заполнены прекрасными набросками. В основном это были лошади. Эти рисунки помогли юноше убедить родителей в том, что он хочет стать художником.

В 1882 году он отправился в Париж учиться. Сначала обучался у Леона Бонна в Школе изящных искусств, потом перешел в студию Фернана Кормона. Весной 1886 года в студии появился странный молодой человек. Новичок присоединился к ученикам и начал демонстрировать полное пренебрежение всеми живописными правилами. Студенты были убеждены, что учитель избавится от примитивного импрессиониста, но маэстро, разглядывая его рисунки, неожиданно для всех произнёс: «Вполне».

Успех Винсента Ван Гога придал Анри уверенности. Богатый граф увидел в нищем голландце родственную душу, поставил свой мольберт рядом, и понял, как важно быть самим собой. Ван Гог сделал то, чего не смог великий Кормон: раскрепостил руку Анри и научил видеть то, что было недоступно другим.

В студии Кормона, он познакомился еще со многими художниками – импрессионистами и постимпрессионистами. Лортек познакомился с Полем Гогеном, с Эдгаром Дега. Его восхищение творчеством этих художников была велика.

В 1885года Анри обосновался на Монмартре. Лотрек решил, что ему необходимо поселиться там, где жили Ренуар и Дега. На своих картинах Лотрек изображал то, чем восхищался. Способность Тулуз – Лотрека комбинировать большое количество индивидуумов в кажущихся спонтанными сценах заметна в картине «Танец в Мулен Руж». Более чем другие художники, Тулуз Лотрек передал атмосферу Парижа последнего десятилетия XIX в.

 Его кажущийся простым стиль и смелые образы часто сравнивали с современными афишами ар нуво. Но устойчивая репутация мастера была в основном обусловлена заметным контрастом его стиля, оформления афиш того времени.  Хотя в отличии от других крупных постимпрессионистов, он как живописец имел не большой авторитет, он оказал заметное влияние на современное искусство. Тулуз Лотрек сделал афишу и литографию важным видом искусства.  

6 октября 1889 года в Париже открылось новое кабаре. Владелец заведения, Шарль Зидлер, мечтал заработать миллион, но дела шли плохо. Именно Лотрек предложил Зидлеру изменить скучную афишу.

Главной достопримечательностью «Мулен Руж» был канкан. На общем фоне особенно выделялись двое. Эта пара привлекла внимание Лотрека. Именно их он решил поместить на свою афишу, и помочь старому другу.

Лотрек оказался прав: новая афиша имела фантастический успех. После выхода афиши Лотрек стал знаменитостью. Всем и сразу понадобилась подобная реклама.

В 1893года в Париже состоялась первая выставка Лотрека. Приговор общества был жесток: публика не признала в нем художника.

Анри Мари де Тулуз -Лотрек умер 9 сентября 1901 года не дожив двух месяцев до 37 лет. Его семья сделала всё возможное, чтобы скрыть от посторонних глаз его картины и рисунки. Они были надёжно спрятаны в родовом замке.

Спустя время, мир осознал, что Лотрек — гений. Цены на его картины  взлетели до небес.

Литература, представленная на выставке:

  1. Василенко, Наталья Владимировна. Сокровища музеев мира / Н. В. Василенко, А. С. Дмитриевская, И. С. Осипова. - Москва: Просвещение - Союз, 2023. - 208 с.: цв. ил. - (Сокровища живописи).
  2. Воркунова, Нина Иосифовна. Тулуз-Лотрек: биография отдельного лица / Н. И. Воркунова; ответственный редактор А. Д. Чегодаев; АН СССР. Институт истории искусств Министерство культуры СССР. - Москва: Наука, 1972. - 244 с.: 73 л. ил.
  3. Жюльен, Эдуар. Тулуз-Лотрек / Эдуар Жюльен; перевод М. А. Трудолюбов. - Москва: СЛОВО, 1995. - 95 с.: цв.ил. - (Картинная галерея).
  4. Мировая живопись. - Москва: ЭКСМО, 2021. - 240 с.: цв. ил., фот. цв. - (Гнедич. Академия художеств).
  5. Перрюшо, Арни. Тулуз-Лотрек / А. Перрюшо. - Москва: Искусство, 1969. - 280 с.: ил. - (Жизнь в искусстве).
  6. Perruchot, Henri. Touluse - Lautreg / H. Perruchot ; пер. K. Dolatowska. - Warszawa: Państwowy Instytut Wydawniczy, 1977. - 301 р. : цв. ил.
  7. Перрюшо, Арни. Жизнь Тулуз-Лотрека: биография отдельного лица / Арни Перрюшо ; перевод с французского О. В. Мамонтова. - Москва: Радуга, 1990. - 284 с. :цв.ил.
  8. Ревалд, Джон. Постимпрессионизм / Перевод с английского П. В. Мелковой. - Москва: ТЕРРА-Книжый клуб; Республика, 2002. - 463 с.: ил.- (От Ван Гога до Гогена).
  9. Самые знаменитые художники мира / редактор У. Воган. - Москва: АСТ Астрель, 2005. - 528 с.: ил.
  10. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. / составитель Т. Г. Петровец. - Москва: Олма - Пресс, 2001. - 320 с.: цв. ил.
  11. Энциклопедия искусства XX века / автор-составитель О. Б. Краснова. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 352 с.: ил.

Отдел литературы по искусству