«Загадочный мир Гоголя»

1 апреля 2024 года исполняется 215 лет со дня рождения русского прозаика, драматурга, критика и публициста Николая Васильевича Гоголя (Яновского). Он один из самых таинственных и загадочных русских писателей. Своеобразная судьба Гоголя: и через много лет после его смерти о нем пишут, снова и снова открывая в нем новое, освещая его по-новому, как будто бы он – литературное явление сегодняшнего дня. Его литературное творчество и сегодня востребовано читателем, пьесы включены в репертуар многих театров, список экранизаций произведений писателя увеличивается с каждым годом.

Интересные факты о Николае Васильевиче Гоголе:

· Гоголь обладал феноменальной памятью. Он мог запоминать гигантские объёмы информации и не упускал из виду даже мельчайшие детали.

· Творить Гоголю, как ни странно, помогал хлеб. Во время работы писатель постоянно катал из хлебного мякиша шарики и ел их. Иногда на смену хлебу приходили кусочки сахара, которые классик любил грызть.

· Откуда взялся Вий - герой повести Гоголя? Эксперты до сих пор спорят по поводу происхождения повести «Вий». По словам самого писателя, он взял за основу фольклорный сюжет, однако исследователи не смогли найти историю с похожими событиями.

· Ничто человеческое не чуждо великим, даже комплексы по поводу внешности. Так, Гоголь на протяжении всей жизни комплексовал из-за собственного носа – тот казался ему ужасно некрасивым.

Литератор даже настаивал, чтобы художники, писавшие его портреты, меняли форму носа на более привлекательную. Вероятно, это послужило поводом для создания знаменитой абсурдистской повести «Нос».

· Страх быть похороненным живьём. Гоголь до жути боялся быть похороненным живьём. Он завещал предать себя земле только тогда, когда близкие точно удостоверятся в его кончине. Воля писателя была исполнена. После его смерти тело не хоронили до тех пор, пока на нём не стали заметны очевидные признаки разложения.

· После первой неудачи Николай Васильевич взялся за цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжеты, которые были ему ближе всего, истории, которые рождались в особенном состоянии. Гоголь пишет: «Что-то непонятное двигало пером моим, предчувствие вошло в грудь мою».

В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова в отделе редких книг к юбилею драматурга подготовлена выставка, посвящённая жизни и литературной деятельности Николая Васильевича. На экспозиции представлены издания из коллекции Дома русского зарубежья им. Солженицына, коллекции миниатюры, факсимильной коллекции. Особо стоит отметить издание 1880 года «Гоголь о комическом и комедии», изданное типографией С.Е. Добродьева на безвозмездной основе в пользу фонда для сооружения памятника Н.В. Гоголю.

Гоголь Н. В. Сочинения. Т.9-12 / Н. В. Гоголь; ред. Н. С. Тихонравов. - 15-е изд. - СПб.: Изд. А.Ф. Маркса, 1900. - 866 с.

В книгу вошли 4 тома с произведениями Гоголя, две комедии, переведенные автором на русский язык «Сганарель» Мольера и «Дядька в затруднительном положении» Д. Жиро. На выставке представлено несколько изданий под редакцией и с комментариями выдающегося филолога и археографа, крупнейшего представителя культурно-исторической школы в литературоведении Н.С. Тихонравова.

Денисов В.Д. Петербургский текст Гоголя : к 210-й годовщине со дня рождения Н. В. Гоголя / В. Д. Денисов. - Санкт-Петербург: Нестор-История, 2018. - 376

Монография известного российского литературоведа посвещенна петербургскому периоду в творчестве великого писателя, когда он создавал циклы «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Арабески», «Миргород», комедию «Ревизор». Автор видит истоки «петербургского текста» во взглядах молодого провинциала сквозь призму столицы на историю родной Малороссии. Вот почему картины и проблемы прошедшего Гоголь соединяет с настоящим, старое и новое, «высокие» науки и народные взгляды. Книга будет очень интересна специалистам в литературоведении и студентам филологам.

Сто рисунков из сочинения Н. В. Гоголя «Мертвые души» / Худож. А. Агин ; Грав. Е. Бернардского. - Факс.воспр.с изд.1846 г. - Москва : Книга, 1985. - 31 с. : ил + 72 грав. и 2 прил.

Перед нами факсимильное издание 72 гравюр выпуска 1846 года и 31 гравюры выпуска 1892 года. А. Агин –автор рисунков, Е. Бернардский – гравер, переводивший рисунки в гравюру на дереве. Агинские иллюстрации к «Мертвым душам» – это, безусловно, классика русского иллюстрационного искусства. В начале 1846 года Евстафий Бернадский через литературного критика, издателя Петра Плетнёва обратился к Николаю Гоголю с предложением выпустить новое – иллюстрированное – издание «Мёртвых душ» с гравюрами, выполненными по рисункам Александра Агина. В ответ на это предложение Николай Васильевич 20 марта 1846 года написал письмо, в котором отказался от сотрудничества, указав, что является противником «всяких политипажей и модных выдумок». «Товар должен продаваться лицом и нечего его подслащивать этим кондитерством», – писал Гоголь. После отказа, оставалась возможность выпустить отдельными листами сто больших ксилографий. К чему собственно говоря и приступили Агин с Бернардским.

Гоголь был талантливой и неординарной личностью: сжигал рукописи, слышал голоса и любил готовить, боялся грозы, обмороков и смерти. «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно». – Николай Гоголь.

Добро пожаловать в отдел редких книг!