«Загадки старых переплетов»

Выставка «Загадки старых переплётов» с 5 октября 2022 года приглашает всех желающих в читальный зал отдела редких книг Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова посмотреть, какой нарядной может быть книга.

Не всегда надо спешить скорее её прочитать – сначала стоит внимательно рассмотреть и полюбоваться работой мастера, который сделал всё, чтобы книгу приятно было брать в руки. На выставке представлены книги из коллекции примечательных иностранных изданий, большого формата и факсимильного фондов. На экспозиции представлены книги с различными видами форзаца: шелковый, орнаментальный; оформление обреза книги: золотой, тонированный, орнаментальный; обложка книги из разных материалов: из дерева, льна, кожи и др. Можно прикоснуться к произведениям Шекспира, Тургенева, Ренана, Державина в интересных обложках, изданиям XIX века с крапчатыми, цветными, золотыми, мраморными обрезами. Увидеть кожаные бинтовые тиснения и многое другое.

Книги – поистине одно из величайших изобретений человечества. Книги способны научить нас самым разным вещам. Они могут поведать о событиях, произошедших столетия назад, или вовсе погрузить читателя в невероятные несуществующие миры. Книги завладевают нашим вниманием на многие и многие часы, повествуют бесконечное количество захватывающих историй…

Впрочем, сегодняшняя наш посвящен не содержанию, а форме.

Когда в ваших руках окажется неизвестная книга, не торопитесь пролистывать до текста ‒ посмотрите, во что её «одели».

Переплёт ‒ это обложка, форзац и корешок ‒ главные элементы внешнего оформления книги, которые составляют особую группу, объединяющую в себе две функции: первая – утилитарная – состоит в том, чтобы предохранять книгу от повреждений, удлиняя срок её эксплуатации; а вторая – являться элементами художественного оформления.

Твердый переплет появился на заре нашей эры. Самые древние сохранившиеся образцы относятся к концу III — началу IV века. Именно тогда в восточных провинциях Римской империи рукописи для защиты от повреждений начали переплетать в первые книжные издания – кодексы. Свою стойкую ассоциацию с законодательной сферой они приобрели потому, что широко использовались римскими юристами. По сравнению со свитками, подобный формат хранения отличался компактностью и удобством поиска нужной информации в объёмном тексте.

Только с появлением рукописных книг (кодексов) становится известен переплёт на Руси. Изначально его делали исключительно из дерева, снаружи обтянутого кожей. Книга снабжалась застёжками, обрезы раскрашивали. Делились книги на окладные и обиходные. Окладами снабжались те, которые использовали в богослужении. Обиходные обтягивали кожей или холстом и имели минимум украшений. Развитие переплётного искусства связано с работой Московского печатного двора, при котором в конце XVI века открылась первая переплётная мастерская. В XVII плоский корешок становится «бинтовым», а крышка выступает за книжный блок на величину канта. Рисунок тиснения становится более сложным. На рубеже XVII–XVIII веков в крышке переплёта на смену дереву приходит картон. Переплёт получает строгое оформление.

Покрышкой называют материал, которым оклеивают крышки переплёта и отстав. Используются кожа, бумага, коленкор (тиснённый, гладкий), ткани (шёлк, бархат), пергамент (редко). Переплёты бывают цельные, когда вся книга покрывается одним куском материала, и составные, когда, например, кожей оклеивают только корешок и уголки крышек.

На покрышке выполняется тиснение (в том числе серебром и золотом) названия книги, герба владельца, узоров и орнаментов. Обрез – поверхность торца книжного блока, обрезанного, как правило, с трёх сторон для выравнивания составляющих его листов. Различаются верхний, боковой и нижний обрезы.

Уже в XIII веке они стали украшаться золотом. Золочение защищало рыхлый край бумаги, страницы плотнее прилегали друг к другу, и это не давало пыли проникнуть внутрь тома. Встречаются также торшонированные обрезы ‒ это обрезы с шероховатой структурой, полученной при специальной обработке путём нанесения на его поверхность небольших углублений. Привлекают внимание и книги с тонированными обрезами (равномерно окрашенными в один цвет). Бывают обрезы крапчатые (с напрыском), мраморные (с раскраской под мрамор) и др. Расширение социального круга потребителей и демократизация книжной культуры дают развитие новым типам переплёта. Крышка выклеивалась бумагой, а корешок обтягивался кожей. В начале XX века появляются новые материалы для переплёта, в первую очередь коленкор, изготовленные машинным способом. Сформировались типы и виды книжных переплётов, которые с небольшими изменениями дошли до наших дней. Форзац – элемент внешнего оформления изданий, предназначенный для скрепления книжного блока с переплётной крышкой. Форзац является большим «плацдармом» для творчества при оформлении издания, он даёт дизайнеру возможность выразить характерные особенности произведения, настроить читателя на нужное его восприятие. Помимо художественной информации на форзаце может содержаться справочная информация, экслибрисы и даже суперэкслибрисы. Форзацы могут быть одноцветными и цветными, а также беспредметными или тематическими.

Приглашаем всех желающих полюбоваться красотой оформления редких книг в Национальную библиотеку РД им. Р. Гамзатова в читальный зал отдела редких книг!

Отдел редких книг