«Выдающийся мастер оркестровки»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Выдающийся мастер оркестровки», посвящённая 215-летию со дня рождения французского композитора Гектора Берлиоза.

Гектор Берлиоз остался в истории музыки как яркий представитель романтической эпохи XIX века, которому удалось связать музыку с другими видами искусства.

Гектор Берлиоз появился на свет 11 декабря 1803 года в небольшом французском городке близ Гренобля. Отец и привил мальчику любовь к музыке и научил его играть на гитаре и флейте. Однако будущее своего сына он видел в медицине. Именно поэтому Берлиоз-старший и не учил Гектора игре на фортепиано, считая, что это может отвлечь от главной цели – стать врачом.

Народные песни, мифы, песнопение церковного хора в местном монастыре стали яркими впечатлениями детства будущего композитора. Настоящий интерес к музыке в полной мере проявился у Гектора в 12 лет. Много времени проводя в библиотеке отца, он получал музыкальные знания самостоятельно. Так постепенно формировался Берлиоз-композитор, который должен был совершить революцию в музыке.

В 18 лет, окончив среднюю школу в родном Гренобле и получив степень бакалавра, Гектор Берлиоз по настоянию отца поехал в Париж поступать на медицинский факультет. Страсть к музыке не оставляла юношу, и он проводил больше времени в библиотеке Парижской консерватории, чем в аудиториях университета.

Проучившись три года, Гектор бросает учёбу. В 1826–1830 годах обучается у Жана Франсуа Лесюэра в Парижской консерватории. В 1830 году получает почётную консерваторскую награду – Римскую премию, которая позволила ему два года пребывать в Италии. Во время обучения в консерватории он создаёт своё лучшее и оригинальное произведение – «Фантастическую симфонию».

Из Италии композитор привёз симфоническое произведение Le retour a la vie и увертюру «Король Лир».

Гектор Берлиоз, музыкальные произведения которого с каждым днём завоёвывали всё большую популярность, был очень продуктивным композитором. В 1834 году он написал симфонию «Гарольд в Италии», напоминающую о его пребывании в стране и увлечении творчеством Байрона. В Париже в 1838 году состоялась премьера его оперы под названием «Бенвенуто Челлини». Публика приняла её не очень тепло. В 1839 году композитор завершает своё третье обширное и контрастное произведение для хора, солистов и оркестра – симфонию «Ромео и Джульетта» трагедии У. Шекспира.

Кроме композиторской деятельности, Берлиоз был известен и как выдающийся дирижёр. В 1843 году он гастролировал в России, Англии, Австрии, Чехии, Германии, Венгрии. Везде его встречали тепло и с успехом, особенно в Москве, Петербурге (1847 год). Гектор Берлиоз был первым в истории гастролирующим дирижёром жанра исполнительского искусства, который исполнял не только свои произведения, но и творения других авторов. Концертная деятельность помогла ему совершить художественные открытия. Гектор Берлиоз придумал новые сочетания тембров и необычные тембры, ввёл в музыку новые штрихи у струнных инструментов. Свои идеи он обобщил в «Трактате о современной инструментовке и оркестровке». Его перу принадлежит и «Дирижёр оркестра» – очерк об искусстве.

Обосновавшись в Париже, Берлиоз развил творческую активность, работал как композитор, сочиняя программные симфонии и оперы; дирижёр (работал, в частности, в Парижской консерватории) и музыкальный критик (писал в газетах Gazette musicale de Paris, позже и в Journal des Débats до 1864 года и приобрёл репутацию строгого и серьёзного критика).

Несмотря на то, что работа музыкальным критиком обеспечивала неплохой доход, он её ненавидел, так как из-за этого у него оставалось мало свободного времени, чтобы сочинять музыку. Несмотря на то, что Берлиоз был авторитетным музыкальным критиком, в своих публикациях он никогда не рекламировал собственные произведения.

В Париже в 1846 году состоялась премьера его драматизированной оратории под названием «Осуждение Фауста» (по Иоганну Гёте). Она была прохладно встречена публикой, и композитор симфоний больше не сочинял. После этого были кантата «Детство Христа» в 1854 году и опера «Троянцы». 

В 1856 году его приняли в члены Института Франции. Последним сочинением Берлиоза стала опера «Беатриче и Бенедикт» в 1862 году. В период 1867–1868 годов композитор вновь посещает Россию, где публика всегда его тепло принимала.

Умер великий композитор 8 марта 1869 года.

Список литературы:

1. Берлиоз, Гектор. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке [Ноты]. Ч. 1 / Г. Берлиоз; перераб. Р. Штраус. – М.: Музыка, 1972. – 306с.

2. Берлиоз, Гектор. Избранные письма [Текст]: В 2-х кн. Кн. 2 / Г. Берлиоз. – Л.; М.: 1982. – 272с.

3. Берлиоз, Гектор. Мемуары [Текст] / Г. Берлиоз. – М.: Музыка, 1967. – 814с.: ил.

4. Витачек, Фабий Евгеньевич. Очерки по искусству оркестровки XIX века [Текст]: Историко-стилистический анализ партитур Берлиоза, Глинки, Вагнера, Чайковского и Римского-Корсакова / Ф. Е. Витачек. – М: Музыка, 1979. – 150 с.

5. Ежегодник памятных музыкальных дат и событий [Текст]: 1978: справочное пособие / сост., ред. Т. Ф. Сергеева. – М.: Музыка, 1977. – 187с.

6. История зарубежной музыки [Текст]: учебник для муз. вузов. – М.: Музыка, 1984. Вып. 3: С 1789 года до середины XIX века / В. Д. Конен. – 6-е изд. – 1984. – 534с.

7. Онеггер, Артюр. О музыкальном искусстве [Текст]: нелитературный текст / А. Онеггер; пер. с фр., вступит. статья, коммент. В. Н. Александрова. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 1985. – 215 с.; 21 см. – Библиогр.: с. 179–186.

8. Письма зарубежных музыкантов. Из рус. архивов [Текст]. – Л.: Музыка, 1967. – 378с.: фот.

9. Соллертинский, Иван Иванович. Музыкально-исторические этюды [Текст] / И. И. Соллертинский; вступ. ст. Д. Д. Шостаковича, ред., сост. М. Друскин. – Л.: Музгиз, 1956. – 362с., 1 л. портр. : нот. ил

10. Юзефович, Виктор Аронович. Симфония «Гарольд в Италии» и её автор [Текст] / В. А. Юзефович. – М.: Музыка, 1972. – 208с.: ил., нот. пр.

Отдел литературы по искусству