«Солдат революции»

В отделе краеведческой и национальной литературы представлена выставка «Солдат революции», посвященная одному из основоположников современной лакской литературы Гаруну Саидову.

Гарун Саидов – поэт, драматург, переводчик и публицист, один из основоположников современной лакской литературы.

Гарун Саидов родился 8 мая 1894 года в селении Вачи в семье чиновника-переводчика окружного управления. Его отец был культурным для своего времени человеком и понимал, что судьба лакцев навеки связана с судьбой русского народа, поэтому он старался дать своим детям светское образование в русских школах.

Истоки революционно-литературной деятельности Гаруна совпали с его школьными годами. А.С. Гаджиев свидетельствовал: «Примерно в 1912 году в газете «Копейка», издававшейся в Петербурге, появилась статья Гаруна, в которой он подверг резкой критике... порядки, царившие в дореволюционном Дагестане. Статья перечитывалась реалистами и оказала на учеников большое влияние. В последующие годы в Дагестане не только возросло влияние «запрещённых книг», но и увеличилось число революционных деятелей. Такая обстановка серьёзно воздействовала на воспитание и формирование характера любознательного реалиста.

За Гаруном Саидовым, как за «неблагонадёжным» учеником, был установлен полицейский надзор. После февральской революции, в 1917 г., Саидов приезжает в Дагестан. В том же году в Темир-Хан-Шуру приезжают У. Буйнакский, С. Казбеков, М. Далгат и другие революционеры.

Они сразу же организовали в Дагестане «просветительно-агитационное бюро». Для распространения революционных идей было решено выпускать общественно-политические и литературные газеты на основных языках Дагестана. Эти задачи последовательно решались в редактируемой Саидовым газете «Илчи» (1917), влияние которой в горах росло изо дня в день.

Саидов был талантливым поэтом, драматургом, переводчиком и публицистом. Его творчество служило трудовому народу, разоблачению сущности старого мира. Стихи Саидова «Призыв», «Свобода» и другие стали революционными песнями лакских партизан.

Самым значительным произведением Саидова является его драма «Лудильщики», написанная им в 1913 году, в которой он талантливо показал убогую жизнь лакского народа при царизме. Гарун Саидов показывает жизнь лудильщиков, работающих в одном из портовых городов России. Драма состоит из двух небольших картин, в которых действуют лишь шесть персонажей. Она построена на остром конфликте между двумя социальными силами: в ней показаны, с одной стороны, сельский богач-ростовщик и кредитор Гаджи и лудильщик Ахмед, который выбивается из сил в своём стремлении освободиться от долга и бесчеловечно эксплуатирует труд своих подмастерьев, с другой стороны – честные, трудолюбивые ученики-чогурты – жертвы жизненных условий.

Персонажи «Лудильщиков» – типичные представители отходников. Главный герой пьесы мастер Ахмед, попав в тяжёлое положение, бесчеловечно эксплуатирует своих учеников-чогуртов. Работая несколько лет подряд от зари до зари, он не может выплатить долг, лежащий на нём тяжёлым бременем. Ростовщик Гаджи издевается в ауле над семьёй Ахмеда, «скорее голодный волк пощадит ягнёнка, чем он – человека». Он и знать не хочет о тяжёлом положении Ахмеда и его семьи, а угрожает им судом и продажей с торгов их имущества, если они в ближайшее время не вернут ему денег. Ахмед сам по себе человек не злой, но жизненные неудачи наложили на него тяжёлый отпечаток. И то положение, в котором он очутился, заставляет его быть беспощадным угнетателем своих подчинённых. Эксплуатация Ахмедом чужого труда и растущий протест его подчинённых – основа конфликта пьесы. В течение нескольких лет, работая вдали от родного дома, отданные в подмастерья, дети выполняли без какого-либо вознаграждения самые тяжёлые работы. Здесь же они в грязных и холодных помещениях 15 часов в сутки работали без отдыха, ели и спали на общем тюфяке. Не вынося этих ужасных условий, многие умирали.

Драма «Лудильщики» завершается тем, что подмастерье Камиль, похитив у Ахмеда 600 рублей, убегает из города. Ахмед в ярости ударом кинжала убивает ни в чём не повинного Максуда, подозревая его в краже денег, а сам сходит с ума. Автор даёт понять, что драматическая развязка заключается не в трагической смерти Максуда, а в том, что социальный строй порождает тяжёлые условия жизни бедняка, находящегося в постоянной нищете, темноте и невежестве.

Гарун Саидов выступал и как поэт. Наряду с С. Габиевым, К. Закуевым, И.-Х. Курбаналиевым, М. Чариновым он являлся основоположником лакской советской поэзии. Саидов с большим мастерством перевёл на лакский язык стихотворение «Сон», написанное русским поэтом Семёном Надсоном. Стихи Саидова на лакском языке опубликованы в сборниках стихов «Лакские песни», «Шаги революции», в «Антологии лакской поэзии».

Говоря о литературном наследии Гаруна Саидова, надо отметить, что рукописи ряда его произведений и переводов с русского языка не дошли до нас.

Творчество Гаруна Саидова служило интересам трудового народа. Его художественные произведения являются крупным вкладом в лакскую литературу.

Приглашаем всех любителей лакской литературы ознакомиться с книжной выставкой, посвящённой жизни и творчеству Гаруна Саидова.

Представленная литература:

1. Антология лакской поэзии. – Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1958. – 535 с.

2. Ахмедов С.Х. История лакской литературы: в 3-х т. Т. 2. – Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2010. – 316 с.

В монографии анализируется история одной из дагестанских национальных литератур. Обзорные статьи сочетаются с творческими портретами писателей.

3. Исрапилов А. К.-М. Гарун Саидов. – Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1964. – 51с.

Настоящий очерк посвящён замечательному сыну Страны гор, одному из активных организаторов и руководителей борьбы трудящихся Дагестана за установление Советской власти – Гаруну Саидову.

4. Кассиев Э.Ю. Очерки лакской дореволюционной литературы. – Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 1959. – 198 с.

5. Саидов Г. Сочинения. Материалы и исследования. Цикл «Дагестан: время и судьбы». – Махачкала: ГУ «Дагестанское книжное издательство», 2010. – 360 с.

В данный сборник вошли доклады учёных и писателей, сделанные на юбилейных конференциях, посвящённых 100-, 110-, 115-летию со дня рождения родоначальника дагестанской драматургии Г. Саидова, который отдал жизнь за счастье своего народа.

А. Бижитуева, гл. библиотекарь отдела

краеведческой и национальной литературы