«Русский идол западного балета»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «Русский идол западного балета», посвящённая 80-летию со дня рождения знаменитого артиста балета Рудольфа Хаметовича Нуриева.

Рудольф Нуриев – легендарный артист балета, который был востребован и на советской сцене, и за рубежом. Он считался самым значительным танцовщиком XX века, а техника и особенно прыжок Рудольфа Нуриева – хрестоматийными. После парижских гастролей в 1961 году он отказался возвращаться в Советский Союз, попросил политического убежища и стал одним из самых знаменитых беженцев в отечественной истории. После окончания танцевальной карьеры Нуриев пробовал себя и как хореограф, и как киноактёр, а в последние годы был дирижёром Парижской оперы.

Рудольф стал младшим ребёнком в семье политрука Красной Армии Хамита Фазлеевича и его жены Фариды Аглиулловны. Родился 17 марта 1938 года близ Иркутска. Военное детство Нуриева прошло в эвакуации в Уфе. Именно там он начал танцевать в ансамбле народного танца при Доме культуры. В 15 лет юноша уже начал пробовать свои силы в кордебалете Уфимского оперного театра, а через год стал полноправным членом труппы.

В 1955 году, в возрасте 17 лет, Рудольф Нуриев отправляется в Ленинград, чтобы продолжить образование в хореографическом училище. Но он не учёл, что в это учебное заведение принимают детей с 12 лет, поэтому по возрасту он сильно отставал от своих однокурсников, не находил с другими учениками общего языка и подвергался насмешкам. Из-за подобного отношения Нуриев не смог жить в общежитии, поэтому откликнулся на любезное приглашение своего наставника Александра Пушкина и поселился в его семье.

Хореографическое училище Рудольф окончил в 1958 году и сразу же получил приглашение войти в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, которое ему сделали по настоятельной просьбе прима-балерины Наталии Дудинской.

Первой партией, которую Рудольф Нуриев исполнил на профессиональном уровне, была роль Фрондосо в балете «Лауренсия». Позднее танцовщик участвовал в VII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Вене, где был награждён Золотой медалью. За три года Рудольф стал важным звеном в труппе, на него возлагались большие надежды. Он ездил на гастроли с театром в Болгарию, Восточную Германию и Египет, поэтому Нуриеву без проблем выдали французскую визу, и он отправился выступать в Парижской опере. Но буквально после нескольких выступлений пришло требование КГБ снять молодого артиста балета со всех спектаклей и отправить назад в СССР.

По официальной версии, тот «нарушил режим нахождения за границей». Танцовщик решил не подчиняться, запросил во Франции политическое убежище и стал одним из самых знаменитых «невозвращенцев» в истории Советского Союза, а на родине его ожидало тюремное заключение.

Надо было начинать новую жизнь. Во Франции Рудольф примкнул к труппе «Балет маркиза де Куэваса». На деле «мир свободы» оказался удивительно сложен. Нуреев через полгода был вынужден покинуть страну, так как в политическом убежище ему было отказано. Зато навстречу талантливому артисту пошла Великобритания. B феврале 1962-го он подписал контракт с Лондонским королевским балетом, что само по себе было фактом беспрецедентным: в королевский балет не брали людей без британского подданства, но для Нуриева сделали исключение. Нуриев переезжает в Лондон и вместе с балериной Марго Фонтейн на сцене Королевского балета «Ковент-Гарден» создаёт дуэт, до сих пор считающийся эталонным. В Англии Нуриев дебютировал 2 ноября 1961 года в благотворительном концерте, а в феврале 1962-го выступил в лондонском Королевском балете «Ковент-Гарден» в спектакле «Жизель» и быстро стал мировой знаменитостью. Позднее танцовщик стал премьером Венской оперы, вследствие чего получил австрийское гражданство. Но он не ограничивался выступлениями в одной конкретной стране. Нуриев работал очень усердно: в 60-е он давал по 200 концертов в год, а к 1975-му году стал выходить на сцену более чем 300 раз, то есть почти ежедневно.

Ещё в Советском Союзе Нуриев впервые снялся в фильме «Души исполненный полёт», посвящённом Всесоюзному смотру хореографических училищ. Позднее он был главным действующим лицом многих фильмов-балетов, например «Ромео и Джульетта», «Я – танцовщик», «Юноша и смерть». Но есть в биографии Рудольфа Нуриева и две роли именно в художественном кинематографе. Он сыграл Рудольфа Валентино в биографической драме «Валентино» и Даниэля Джелина в мелодраме «На виду», где он сотрудничал с юной Настасьей Кински.

Легенда балета известен и как балетмейстер, сделавший собственные варианты классических спектаклей «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Золушка», «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Кроме того, Нуриев поставил оригинальные балеты «Танкреди» и «Манфред». Когда в 80-х годах Рудольф возглавлял труппу парижской Гранд-оперы, он стал продвигать всё больше молодых исполнителей, часто игнорируя существующую иерархию солистов, ведущих солистов и премьеров, что оказалось новаторством в мировой практике.

В последние годы жизни этот талантливый человек уже не мог танцевать, но не захотел расставаться с театром и начал дирижировать оркестром. Причём в этом качестве даже был специально приглашён в Россию и на сцене Татарского оперного театра в Казани дирижировал балетами «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик».

Ещё в 1983 году Рудольф Нуриев был болен. Болезнь развивалась, и через 10 лет, 6 января 1993 года, в пригороде Парижа великий танцовщик скончался. По его желанию тело было захоронено на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, а могила накрыта цветным персидским ковром.

Несмотря на то, что артист балета отказался от гражданства России, на родине поклонники поняли его решение и продолжали ценить творчество Рудольфа. После смерти Нуриева его имя было присвоено Башкирскому хореографическому колледжу, одной из улиц в Уфе, а также открыт музей. Кроме того, в Казани проводится ежегодный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева.

Список литературы:

1. Николай Кузанский. Океан [Текст]. – 2013. – 766 с.: ил., карты; 30 см. – Загл. на корешке: Никол. – Океан. – Библиогр. в конце ст.

2. Нуриев Рудольф [Фотоальбом] / сост.: Т.И. Закржевская, Т.А. Клявина, А.Г. Сторожук. – СПб: Культ-информ-пресс, 1998. – 175 с.: фот.

3. Нуриев, Рудольф. Автобиография [Текст]: Исповедь звезды / Р. Нуриев. – М.: Аграф, 1998. – 240 с. : ил., портр. - (Волшебная флейта).

4. Русский балет [Текст]: Большая Российская энциклопедия / ред.: Е.П. Белова, Г.Н. Добровольская. – М.: Согласие, 1997. – 632 с.: ил.

5. Стюарт, О. Рудольф Нуриев [Текст]: Вечное движение / О. Стюарт. – Смоленск: Русич, 1998. – 432 с.: ил.

6. Трускиновская, Д.М. 100 великих мастеров балета [Текст] / Д.М. Трускиновская. – М.: Вече, 2010. – 432 с.

 Отдел литературы по искусству