«Рубенс российской музыки»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Рубенс российской музыки»,  посвященная 115-летию со дня рождения советского композитора Арама Ильича Хачатуряна.

«Музыка Хачатуряна обладает неоценимым качеством – своим индивидуальным почерком: вы узнаете её автора, прослушав первые несколько тактов сочинения», – так писал Д. Д. Шостакович.

И правда, при первых же звуках поэтического «Вальса» к «Маскараду» Лермонтова, или «Танца с саблями» из балета «Гаянэ», или столь любимого всеми фортепианного и скрипичного концерта скажешь: это музыка Хачатуряна. Сразу почувствуешь сочный колорит восточных мелодий, стремительность танцевальных ритмов и особую красочность оркестра.

В музыке Хачатуряна есть ещё одна своеобразная черта – импровизационность. Импровизировать – это значит сочинять внезапно, без предварительной подготовки. Хачатурян с детства узнал это искусство от народных певцов. Народные певцы Армении и Грузии – их зовут ашугами – в совершенстве владеют искусством импровизации. «Импровизация помогает взлёту моей фантазии, но я всегда помню, – говорил композитор, – что фантазию нужно обуздывать строгой формой. В произведении должен быть замысел, идея».

Хачатурян не только писал музыку. Он занимался кипучей, разнообразной деятельностью: педагогической, артистической, общественной, литературной. Арам Ильич всё делал страстно, с любовью, горячо отзываясь на все запросы музыкальной жизни, с особой добротой и доброжелательностью к людям и к делу. Это был человек, до страсти влюблённый в жизнь.

Арам Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Коджори – предместье Тифлиса (ныне Тбилиси) – в армянской семье переплётчика. Музыкальный путь композитора начался необычно. В детстве Хачатурян не учился музыке, только слушал народные песни и сам пел. Дом Хачатурянов был полон музыкой. Отец его, мастер переплётного дела в Тбилиси, славился и своим мастерством, и искусством пения под аккомпанемент народных инструментов – сазы, кеманчи или тары. Любила петь и его мать. Всё услышанное в детстве позднее вплеталось в музыку композитора. Хачатурян рассказывал: «Мать часто напевала грустную мелодию армянской песни... Я положил эту мелодию в основу первой темы медленной части своей Второй симфонии... Как бы потом ни изменялись мои музыкальные вкусы, первоначальная основа, которую я воспринял с детских лет от живого общения с народом, оставалась естественной почвой для моего творчества».

Настоящие занятия музыкой начались, когда Хачатуряну исполнилось 19 лет. Он приезжает в Москву и поступает в техникум им. Гнесиных, в класс виолончельной игры. Талант юноши привлекает внимание выдающихся педагогов. В классе композитора М. Ф. Гнесина А. И. Хачатурян начинает изучать музыкальных классиков и приступает к серьёзным музыкальным сочинениям. Упорный труд ведёт его к намеченной цели. М. Ф. Гнесин как-то шутливо заметил: «Кто подражает кому-нибудь, а Хачатурян – самому себе». Так индивидуальный «почерк» проявился в музыке композитора с первых же шагов.

После техникума – учение в Московской консерватории. Руководителем Хачатуряна здесь был известный советский композитор Н. Я. Мясковский (1881–1950). В консерватории Хачатурян пишет несколько симфонических и камерных произведений. Созданные им тогда песни и походные марши пользовались большой любовью у наших воинов. В 1934 г. в Московской консерватории на «золотой доске» окончивших было высечено и имя Арама Хачатуряна.

Первая симфония композитора – его дипломная работа после окончания консерватории – признана выдающимся произведением. В трёх частях симфонии песенным лирическим темам противопоставлены увлекающие весёлостью – танцевальные. Средняя часть симфонии названа «Ноктюрном»; в ней – музыкальная картина горного пейзажа Армении: у разных деревянных духовых инструментов слышится чудесная мелодия народного характера – такую услышишь у горных пастухов. Третья часть – в очень быстром темпе, она походит на национальный танец «лезгинка».

Вслед за Первой симфонией появляется блестящий по виртуозности фортепианный концерт с оркестром. Увлекательно-яркий по национальному характеру музыки и в то же время близкий классическим фортепианным концертам Чайковского, фортепианный концерт Хачатуряна широко известен: его любят в нашей стране и за рубежом.

Первый балет молодого композитора – «Счастье» (1939) – был поставлен Ереванским театром оперы и балета.

Кроме камерных и симфонических произведений, композитор ещё вначале 30-х гг. пишет музыку к кинофильмам «Пепо», «Зангезур» и «Сад» и ко многим драматическим пьесам.

В сочной по краскам оркестровке Хачатуряна мы всегда слышим звучания, близкие национальным народным инструментам. Своеобразные танцевальные ритмы, внезапно нарушающие плавное течение песенных мелодий, придают музыке стремительность, напряжённость.

Концерт для скрипки с оркестром (1940) по характеру музыки близок к фортепианному концерту композитора. Он посвящён одному из выдающихся скрипачей отечественной школы Д. Ф. Ойстраху. Поэтической простотой дышит здесь музыка. В первой части энергичные мелодии сменяются пленительно томными. Во второй («Ноктюрн») – свободная, чисто хачатуряновская импровизационность. Искрящийся жизненной силой финал написан с блеском. Перед слушателями словно проносится весёлое празднество, на котором звучат мелодии песен и вихрем летящих плясовых напевов.

Второй балет – «Гаянэ» (1942), по словам композитора, посвящён «мужественным образам советских людей, их самоотверженной борьбе за любимую Родину».

Много патриотических песен, прославляющих Родину и народных героев, написано композитором в годы Великой Отечественной войны.

С 1950 г. Хачатурян преподаёт в Московской консерватории и Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Арам Ильич радовался, когда ему удавалось помочь молодому композитору «найти себя», проявить «свой музыкальный характер».

В те же годы Хачатурян впервые выступает и как дирижёр, много работает он над дирижёрской техникой и достигает высокого мастерства. Исполняет он только свою музыку; концерты Хачатуряна проходят с большим успехом в Советском Союзе и во многих странах за рубежом. «Мужественный и героический образ Спартака давно привлекал моё внимание и вдохновил меня написать балет», – рассказывал композитор. В 1954 г. он работает над ним вместе с писателем Н. Волковым.

В балете Хачатуряна «Спартак» трагическая музыка сопровождает эпизоды народных бедствий, страданий героев. В сценах празднеств иные настроения – иная музыка.

В 2006 г. в Брюсовом переулке в Москве был открыт памятник Араму Хачатуряну. Скульптор Георгий Франгулян и архитектор Игорь Воскресенский запечатлели композитора в минуты творческого вдохновения.

На выставке представлена литература, посвящённая жизни и творчеству выдающегося советского композитора, сборники статей и воспоминаний, симфонические произведения, музыкально-теоретические исследования системы выразительных средств и стиля композитора, монографии, а также киномузыка Арама Хачатуряна. Выставка адресована широкому кругу любителей музыки.

Литература, представленная на выставке:

1. Арам Хачатурян [Текст]: Статьи и воспоминания / ред. И. Е. Попова. – М.: Советский композитор, 1980.

2. Арам Хачатурян [Текст]: Страницы жизни и творчества / Г. М. Шнеерсон. – М.: Советский композитор, 1982. – 199 с.: муз. пр., фот.

3.Арутюнов, Дэвиль Амаякович. А. Хачатурян и музыка Советского Востока [Текст]: Язык. Стиль. Традиции / Д. А. Арутюнов. – М.: Музыка, 1983.

4. Карагюлян, Эра Гарниковна. Симфоническое творчество Арама Хачатуряна [Текст] / Э. Г. Карагюлян. – Ереван: Армгосиздат, 1961. – 191 с.: фот.

5. Мартынов, И. Арам Хачатурян [Текст] / И. Мартынов. – М.; Л.: Музгиз, 1947. – 39 с.; 16 см (Лауреаты Сталинской премии).

6. Микоян, Н. Киномузыка Арама Хачатуряна [Текст]: Популярный очерк / Н. Микоян. – М.: Советский композитор, 1984.

7. Пожидаев, Геннадий Алексеевич. «Спартак» – балет А. Хачатуряна [Текст] / Г. А. Пожидаев. – М.: Музыка, 1978. – 47 с.: фот.

8. Хубов, Георгий Никитич. Арам Хачатурян [Текст] / Г. Н. Хубов. – М.: Советский композитор, 1962. – 440 с. : муз. пр., фот.

9. Чеботарян, Гаянэ. Полифония в творчестве Арама Хачатуряна [Текст] / Г. Чеботарян; ред. Ю. Н. Тюлин. – Ереван: Айастан, 1969. – 269 с.: фот.

10. Юзефович, В. Арам Хачатурян [Монография] / В. Юзефович. – М.: Сов. композитор, 1990. – 296 с.: ил.

Отдел литературы по искусству