«Он пушкинских героев петь заставил»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «Он пушкинских героев петь заставил», посвящённая 205-летию со дня рождения русского композитора Александра Сергеевича Даргомыжского.

Александр Сергеевич Даргомыжский – первый русский композитор, продолживший основные творческие принципы М.И. Глинки.

Мировоззрение Даргомыжского, его эстетические принципы формировались в 30–40 гг. XIX века. Это были годы нового направления в литературе, живописи, музыке, когда русская культура быстро развивалась, стремясь к периоду своего наивысшего расцвета. В его творчестве огромные сдвиги, происходившие в общественной, идейной, художественной областях, нашли свой отклик. Уже в ранних произведениях композитора видна творческая связь с прогрессивными идеями эпохи.

Даргомыжский в своём творчестве был близок к передовым писателям – Пушкину, Гоголю, Лермонтову.

Велико было воздействие на будущего композитора творчества М.И. Глинки. Вобрав творческие принципы Глинки, Даргомыжский, являясь художником своего времени, претворяет их по-своему. В формировании мировоззрения Даргомыжского также исключительную роль сыграл А.С. Пушкин. Всё творчество композитора неразрывно связано с творчеством поэта.

А.С. Даргомыжский родился 14 февраля 1813 года в селе Троицком Тульской губернии. В 1817 году семья Даргомыжских переехала в Петербург, с которым связана вся жизнь композитора. Образование он получил домашнее. Родители композитора развивали в детях вдумчивое отношение к жизни, наблюдательность, целеустремлённость, критический подход к окружающим, прививали детям любовь к искусству, литературе.

Музыке Даргомыжский начал обучаться с 6 лет. Основы фортепианного исполнительства дал его первый учитель Данилевский – талантливый и образованный музыкант. Позже Даргомыжский стал обучаться игре на скрипке, а также брал уроки пения. В 10 лет мальчик начал сочинять рондо, романсы, вариации. Из детских сочинений наиболее интересны «Меланхолический вальс» и «Казачок».

Даргомыжский считался сильным пианистом, скрипачом; в будущем все знаменитые певцы обучались у него, пользовались его советами.

Большим событием в жизни и творчестве Даргомыжского было знакомство с Глинкой в 1834 году. Это событие заставило Даргомыжского серьёзно заняться изучением основ композиторского мастерства и явилось толчком к зарождению больших творческих замыслов.

В 1839 году он пишет оперу «Эсмеральда» на сюжет романа «Собор парижской богоматери» французского писателя В. Гюго. С большим трудом удалось добиться постановки «Эсмеральды», которая состоялась только через 8 лет. Таково было отношение руководителей императорских театров к отечественному искусству.

После «Эсмеральды» Даргомыжский пишет множество отдельных вокальных пьес, романсов, песен, арий, дуэтов, трио, квартетов. В том числе кантату «Торжество Вакха», которая позже была переделана автором в оперу-балет.

Высокого художественного мастерства достиг Даргомыжский в группе романсов на слова А. Пушкина: «Я вас любил», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», «Шестнадцать лет» и других.

 В 1843 году в печати выходит первый его сборник романсов и песен. Романсы принесли ему известность.

К концу 30-х годов XIX в. относится первая симфоническая пьеса Даргомыжского «Болеро».

В 1844 году Даргомыжский выезжает за границу. Он побывал в Лейпциге, Вене, Брюсселе, Париже. Целью его поездки был Париж, который считался центром всемирной культуры. За границей композитор знакомится со многими музыкантами, композиторами. Он посещает оперу, театр, концерты. За границей у Даргомыжского, как и у Глинки в Италии, обострилось чувство родины, его потянуло в Россию, ему захотелось писать русскую музыку. В 1845 году он возвращается на родину.

Он приступает к написанию оперы социально-обличительного характера «Русалка» на сюжет Пушкина.

 Одновременно он пишет романсы на стихи Пушкина и Лермонтова. С романсов на стихи Лермонтова начинает развиваться критическое направление в творчестве Даргомыжского. Таковы романсы «И скучно и грустно», «Мне грустно» и многие другие.

В 1853 году был устроен большой концерт из произведений Даргомыжского, который прошёл с большим успехом. Признание Даргомыжского как композитора вызвало в нём прилив творческой энергии. Композитор считает себя обязанным создать национальное произведение. С большим подъёмом он работает над оперой «Русалка», которая была окончена в 1855 году. Её постановка состоялась в 1856 году. Опера не имела успеха. В защиту Даргомыжского выступил известный русский музыкальный критик Серов. Его разбор оперы «Русалка» до нашего времени является лучшим произведением по поводу этой оперы.

Конец 50-х годов в жизни Даргомыжского связан с активной работой в сатирическом журнале «Искра». В это время он создаёт такие замечательные песни социально-обличительного характера, как «Старый капрал» и «Червяк». Его оркестровые пьесы «Баба-яга», «Казачок», «Чухонская фантазия» относятся к началу 60-х годов XIX в.

В 1864 году Даргомыжский снова совершает поездку за границу. Он побывал в Лейпциге, Париже, Брюсселе, Лондоне. Эта поездка показала, что он известен как композитор не только у себя на родине. Особенно восторженно его встречали в Брюсселе, где были исполнены увертюра к опере «Русалка» и симфоническая пьеса «Казачок».

По возвращении Даргомыжского в Петербург в 1865 году была возобновлена постановка «Русалки». Пришедшая в театр в 60-е годы новая демократически настроенная молодёжь восторженно приняла оперу. Даргомыжский получил на родине полное признание.

В эти годы композиторы Балакирев, Кюи, Бородин, Римский-Корсаков, музыкальный критик Стасов стали постоянными посетителями дома Даргомыжского. Они играют в четыре руки произведения Римского-Корсакова, исполняют новое произведение Даргомыжского – оперу «Каменный гость». Это его последнее произведение не было закончено. Он умер 5 января 1869 года от тяжёлой сердечной болезни. Похоронен он был рядом с М.И. Глинкой.

Наследие Даргомыжского невелико, но он ввёл новые темы, образы, художественные принципы. Поэтому значение его творчества оказалось огромным для последующего развития русской музыки.

 

Литература, представленная на выставке:

1. А. С. Даргомыжский. Избранные письма [Текст]. Вып. 1 / авт. текста М. С. Пекелис. – 2-е изд., доп. – М.: Музгиз, 1952. – 76 с.; 17 см (В помощь слушателю музыки).

2. История русской музыки [Текст]: М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский. Вып. 2 / ред. А. И. Кандинский. – 4-е изд. – М.: Музыка, 1987. – 220 с.: муз. пр.; 21 см.

3. Канн-Новикова, Елизавета Исааковна. Хочу правды. Повесть об Александре Даргомыжском [Текст] / Е. Канн-Новикова. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1976. – 128 с.: фот.; 21 см (Рассказы о музыке для школьников).

4. Левик, Б. Каменный гость А. Даргомыжского, Моцарт и Сальери Н. Римского-Корсакова, Скупой рыцарь, С. Рахманинова [Текст] / Б. Левик. – Л.: Музгиз, 1949. – 88 с.: муз. пр.

5. Мартынов, И. А. С. Даргомыжский [Текст] / И. Мартынов. – М.; Л.: Музгиз, 1947. – 47 с.: портр. 1 л.

6. Машевский, Генрих Павлович. Вокально-исполнительские и педагогические принципы А. С. Даргомыжского [Текст] / Г. П. Машевский. – Л.: Музыка, 1976. – 63 с.

7. Медведева, Ирина Андреевна. Александр Сергеевич Даргомыжский [Текст] / И. А. Медведева. – М.: Музыка, 1989. – 188 с.

8. Пекелис, Михаил Самойлович. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение [Текст] / М. С. Пекелис. – М.: Музыка, 1966. – 1983. Т. 1: 1813–1845. – 1966. – 494 с.: муз. пр., фот.

9. Ремезов, Иван Иванович. А. С. Даргомыжский [Текст] / И. И. Ремезов. – М.: Музгиз, 1963. – 124 с.: фот., муз. пр.

10. «Русалка» А. Даргомыжского [Текст]. – 2-е изд. [Б. м.]: Музыка,1964. –

79 с.; 14 см (Оперные либретто).

11. Тарасов, Лев Михайлович. Даргомыжский в Петрограде [Текст] / М. Н. Любомудров. – Л.: Лениздат, 1988. – 239 с.: фот.; 17 см (Выдающиеся деятели литературы, искусства и науки в Петербурге-Петрограде-Ленинграде).

12. Шлифштейн, С. А. С. Даргомыжский [Текст]: лекция / С. Шлифштейн. – 2-е изд., доп. – М.: Музгиз, 1955. – 28 с.; 21 см (В помощь слушателю музыки).

Отдел литературы по искусству