«Примитивист нового искусства»

В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована выставка «Примитивист нового искусства», посвящённая 175-летию со дня рождения французского художника Поля Сезанна.

Поль Сезанн – один из самых талантливых художников французского искусства второй половины ХIХ века. Свой творческий путь он начал вместе с импрессионистами, но внутренняя направленность его исканий принадлежит уже последующему времени, искусству постимпрессионизма. Возникнув в начале 80-х годов, направление постимпрессионизма было тесно связано с новыми веяниями, поисками в литературе, поэзии, театре. В творчестве постимпрессионистов – Гогена, Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Сезанна – находят своё глубокое преломление многие из тех философских, нравственных, мировоззренческих проблем, которые время конца ХIХ века открывало перед людьми, перед искусством…

Родился Сезанн в 1839 году в провинциальном городе Эксе, в Провансе. В 1861 году, следуя примеру друга своего детства Эмиля Золя, Сезанн едет в Париж, чтобы, подобно многим уроженцам Прованса, «добиться там славы и признания». Но скоро возвращается в Экс и на протяжении последующих 20 лет делит свою жизнь между Парижем и Эксом. Эта неопределённость была вызвана необычностью мировосприятия Сезанна.

С точки зрения эстетики импрессионизма даже самые «импрессионистические» работы Сезанна поражают своей суровостью, неопределённой, но интенсивной эмоциональностью. Они казались на фоне пронизанной светом и воздухом живописи импрессионистов чем-то архаичным, давно забытым.

В работе 1876 года «Дорога в Понтуазе» мирный пейзаж севера Франции предстаёт в образе суровой, замкнутой в себе природы. Отношения в картине Сезанна напряжены, они отчётливо сказываются в противопоставлении угрюмо-сдержанных, похожих на крепости домов с чёткими гранями стен и узкими амбразурами окон и неопределённых по форме красочных крон деревьев. Такое однозначное видение природы было в известной мере присуще многим ранним пейзажам и натюрмортам Сезанна.

Основной, самый плодотворный период в творчестве Сезанна начинается в первой половине 80-х годов, когда он, непонятый и забытый друзьями, окончательно поселяется в Эксе, чтобы больше не покидать его до конца своих дней. На автопортрете 1879 года мы видим Сезанна в пору, непосредственно предшествовавшую этим событиям: лицо мудреца и философа, узнавшего невзгоды, горечь жизни, но не унизившегося до мелочных, каждодневных счетов с ними. 

Окончательно вернувшись в Экс, Сезанн в самой жизни Прованса, его людей, в жизни природы Средиземноморья находит близкие ему образы.

В отличие от импрессионистов, в пейзажах которых изображён лишь данный момент, связанный с изменением световоздушной среды, Сезанна привлекало изучение внутренней структуры природы, выражение средствами искусства вечных законов бытия.

Мысли о равнозначности самых незаметных и самых величественных явлениях природы, об их нерасторжимости чётко звучат и в натюрмортах Сезанна. Предметы в натюрмортах художника обладают какой-то первозданной, почти космической свежестью. Глиняная посуда в них говорит не только об огне домашнего очага, но и о пламени, способном превратить вязкую глину в материал твёрдый и крепкий. А фрукты заставляют думать не столько о «душистой мякоти плода», сколько о сущности тех сил, которые сумели придать нечто общее форме яблока или груши и капле того расплавленного вещества, из которого образовалась земля.

В 1888 году Сезанн написал картину «Пьеро и Арлекин». Художник использовал здесь в качестве сюжета два персонажа итальянской комедии масок, два сценических характера. Эти персонажи являют собой вечный конфликт мечтательно-бездеятельного и демонически-активного начала.

В последний период творчества в работах Сезанна нарастает эмоциональная взволнованность, напряжённость. Небольшой этюд 1905 года «Гора св. Виктории» довольно точно передаёт это чувство. Он весь как бы трепещет в сложных цветовых сочетаниях, системе резких мазков. Кажется, что всё в нём подвижно. И небо, написанное в коричнево-зелёной гамме, вбирает в себя что-то от красок земли, а земля своими голубыми тонами чем-то вдруг напоминает небо. Теперь Сезанн особенно часто обращается к передаче обнажённого человеческого тела на пленэре, в природе, создаёт знаменитый цикл «Купальщицы». Здесь Сезанн стремится увидеть отношения человека и природы уже гармоничными, идеальными. Он говорит о «возвращении к классицизму через природу, то есть через ощущение натуры». В «Купальщицах» Сезанн предпринимает величественную попытку связать новые, бесконечно усложнившиеся представления о вечно изменчивой природе, с принципами классической эстетики, с пониманием прекрасного как чего-то завершённого и законченного. Видимо, самой логикой жизни, времени такая попытка была обречена на неудачу – не случайно все «Купальщики» и «Купальщицы» Сезанна носят характер подготовительных работ к чему-то грандиозному, монументальному, но так и не созданному художником.

Настоящая слава пришла к Сезанну в конце жизни. Вокруг его фигуры стали вертеться коллекционеры, критики и поклонники творчества. Его искусство оказало сильное влияние даже на такого самобытного живописца, как Гоген. В последующем манеру его письма перенимали художники группы «Наби», фовисты, кубисты, русские сезаннисты. Сезанна называли «художником для художников», представителем чистой живописи и философом в мире искусства.

Умер Поль Сезанн 22 октября 1906 года.

Литература, представленная на выставке:

 1. Яворская, Н. Сезан [Текст] / Н. Яворская. – М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1935. – 120 с.: ил.

2. Перрюшо, Арни. Жизнь Сезанна [Текст] / Арни Перрюшо; пер. с фр. К. Г. Богемская. – М.: Радуга, 1991. – 350с.: ил.

3. Перрюшо, А. Сезанн [Текст] / А. Перрюшо. – М.: Молодая гвардия, 1966. – 366с.: ил.

4. Поль Сезанн [Текст]: переписка. Воспоминания современников / сост. Н. В. Яворская. – М.: [б. и.], 1972. – 370с.: ил.

5. Ревалд, Джон. История импрессионизма [Текст] / Д. Ревалд; пер. П. В. Мелкова; худож. В. А. Тогобицкий. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб «Республика», 2002. – 416 с.: цв. ил., портр.

6. Поль Сезанн (1839–1906) [Каталог выставки] / сост. А. Г. Барская. – Л.: [б. и.], 1956. – 55с.: ил.

7. Мастера натюрморта [Текст] / авт.-сост. Г. В. Дятлева. – М.: Вече, 2003. – 260с.: ил.

8. Поль Сезанн [Текст]: альбом / ред. М. Климова. – Л.: Аврора, 1975. – 158с.: ил.

9. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. [Текст] / сост. Т. Г. Петровец. – М.: Олма-Пресс, 2001. – 318с.: ил.

10. Государственный Эрмитаж [Текст] / автор-сост. И. С. Немилова. – М.: Изобразительное искусство, 1989. – 349с.: ил.

11. Антонова, И. А. Шедевры Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина [Текст] / И. А. Антонова. – М.: Советский художник, 1986. – 90с.: ил.

Отдел литературы по искусству