«Портретист эпохи классицизма»

С 10 февраля 2025 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная 290-летию со дня рождения русского художника Дмитрия Григорьевича Левицкого.

Творчество замечательного русского портретиста Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735 – 1822) тесно связано с новым этапом в развитии национальной портретной живописи, обусловленным усложнением духовной жизни российского общества, когда, как отмечал еще В.О.Ключевский, «вместе с социальным разделением увеличивается в нем и разнообразие культурных слоев, типов». Левицкий с безукоризненным художественным чутьем запечатлел этот процесс.

Художник Левицкий и сам был одним из примечательных людей своей эпохи. Направление его художественных поисков определялось передовыми идеями русского просветительства. Из немногих же сохранившихся писем, академических «рапортов» и деловых бумаг узнаем мы о высоких моральных и интеллектуальных качествах портретиста, о его «всегдашнем» трудолюбии и добронравии», серьезном и взыскательном отношении к себе и своим ученикам.

Первым учителем Левицкого был отец, работавший по заказам Киевско – Печерской типографии. Определенную роль в дальнейшем становлении художника сыграл А.П. Антропов, руководивший работами по оформлению в 1752 – 1755 годах по проекту Ф.-Б. Растрелли. К этому же времени относится знакомство петербургского мастера с семьей Левицких.

Творчество Левицкого развивалось в русле художественных поисков и открытий русского искусства XVIII столетия. Талант Левицкого соединил глубинные традиции отечественной живописи, и достижения своих непосредственных предшественников с исключительной чуткостью к идеям времени.

Левицкий явился в русском искусстве сразу как зрелый мастер, представив ряд прекрасных портретов на академической выставке 1770 года. Сохранились лишь три из них: А.Ф. Кокоринова, Н. А. Сеземова, Б. В. Умского, еще два – А.С. Строганова и Г. Н. Теплова - известны по воспроизведениям.

В эти же годы Левицкий создает такие шедевры, как серия портретов воспитанниц Смоленского института. Серия смолянок состоит из семи полотен.

Один из лучших в серии – двойной портрет Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской. Одетые в театральные костюмы юные актрисы играют в пасторали.

Обратившись к образу императрицы Екатерины II, Левицкий написал аллегорическое полотно – портрет. В основе замысла лежала вера просветителей в справедливого и доброго монарха.

В 1780 – 1790 –х годах Левицкий написал огромное количество заказных портретов официального характера. Только перечисление имен изображенных заняло бы несколько страниц. Это и прославленные полководцы екатерининских войн П.А. Румянцев-Задунайский, А.В.Суворов, П.В. Заводовский и такие видные дипломаты, и советники Екатерины II, как С.Р. Воронцов, П.В.Бакунин – Меньшой, Е.Р.Дашкова, И.И.Шувалов и т.д.

Всякий раз, создавая портрет, Левицкий находит для него свои композиционные и живописные средства. Создавая парные портреты супругов (Бакунины, Губаревы), Левицкий также исходит из неповторимой индивидуальности каждой модели.

Произведений позднего периода жизни художника сохранилось мало, не все из них обладают высокими живописными достоинствами. К числу подобных произведений принадлежит написанный между 1802 и 1804 годами портрет видного писателя И.В.Лопухина.

Акцентируя определенные тенденции в творчестве Левицкого, не следует забывать, что его художественный метод богат и не исчерпывается ни одним из стилистических направлений века. Выбор способа создания образа определяется характером модели и той, всегда новой, задачей, которую художник перед собой ставит. В целом творческий путь Левицкого представляет несомненное движение к реализму. В таком направлении шло развитие качеств, присущих ему изначально.

Творчество Дмитрия Григорьевича Левицкого – замечательного мастера портрета – принадлежит к высочайшим достижениям русского искусства. Он был одним из первых художников в ряду мастеров, которые вывели отечественную живопись на общеевропейский уровень.

Литература, представленная на выставке:

1. Валицкая, Алиса Петровна. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) / А. П. Валицкая. - Ленинград : Художник РСФСР, 1985. - 95 с. : цв.ил.

2. Ельшевская, Галина Вадимовна.Портрет / Г.В. Ельшевская. - Москва : АСТ-ПРЕСС. Галарт, 2002. - 207 с.

3. Левицкий : 250 лет со дня рождения / редактор В. М. Домитеева ; составитель А. П. Валицкая. - Ленинград : Художник РСФСР, 1985. - 35 с. : ил.

4. Левицкий / автор - составитель Т. В. Яблонская. - Москва : Изобразительное искусство, 1985. - 56 с. : цв.ил.

5. Дмитрий Григорьевич Левицкий /сост. А. П. Валицкая. - М. : Искусство, 1980. - 250 с. : ил.

6. Левицкий / автор-составитель Л. А. Маркина. - Москва : Изобразительное искусство, 1991. - 32 с. : ил.

7. Легенды мировой живописи. Мастера живописи XIII-XX веков / автор-составитель В. Н. Сингаевский. - Москва : АСТ, 2009. - 320 с. : цв. ил.

8. Милюгина , Елена Георгиевна. Павел и Сергей Третьяковы. Собрание русской живописи. Москва / Елена Милюгина ; составитель А. Астахов. - Москва : Белый город, 2016. - 238 с. : цв. ил.

9. Молева, Нина Михайловна. Левицкий / Н.М. Молева. - Москва :Искусство,1980. - 231 с: ил.

10. Популярная художественная энциклопедия : архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. А-М / главный редактор В. М. Полевой. - Москва : Советская энциклопедия, 1999. - 447 с. : ил.

11. Портретная миниатюра : из собрания Государственного русского музея / К. В. Михайлова ; редактор Э. В. Милина . - Ленинград : Художник РСФСР, 1974. - 412 с. : ил.

12. Русские художники от А до Я / авторы: Е. М. Алленова, Н. А. Борисовская, Т. И. Володина. - Москва : Слово, 1996. - 216 с. : ил.

Отдел литературы по искусству