«Первое лицо матрешки»

С 4 октября 2024 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвящённая 165-летию со дня рождения художника Сергея Васильевича Малютина.

Человек, любящий русскую живопись и интересующийся ее историей не может пройти мимо творчества выдающегося художника Сергея Васильевича Малютина. Художественные наклонности проявились у Сергея рано. Первые опыты в рисовании дало копирование иллюстраций из «Невы» и других популярных журналов. Незаурядное дарование Малютина обнаружилось с самого начала занятий в училище живописи, ваяния и зодчества. Первыми номерами, наградами и, наконец, малыми серебряными медалями отмечены его студенческие работы. С успехом выступал он на ученических выставках.

Участие Малютина в передвижных выставках после дебюта в 1891 году картиной «Подруги. Из городских типов» прекратилось на долгие годы.

В конце 1880-х - начале 1890 -х годов в центре его внимания традиционные для русского критического реализма темы: жизнь деревни «Кибитка у переправы», «Крестьянская девочка», «С дедушкой за савраской» и др.

К числу самых известных полотен Малютина относится картина «По этапу». Художник продолжает линию «хоровой» передвижнической картины, повествующий о судьбах представителей разных сословий.

Во второй половине 1890-х годов с иллюстрациями связаны самые большие успехи Малютина. Большинство иллюстраций Малютина так и осталось неизведанным, А.И. Мамонтов выпустил в 1898-1900 годах «Сказку о царе Салтане» и «Руслан и Людмилу» А.С.Пушкина, сказки Н.Н. Юрьина «В сонном царстве» и «Городок» и сборник народных сказок, песенок, прибауток и побасенок.

В период работы над детскими книгами мастер принял участие в создании замечательной игрушки, настолько органично вошедшей в народное искусство, что имена его авторов почти забылись. Речь идет о первой матрешке. В ней соединились традиции русских кукол « панки», «неваляшки» и японской разъемной игрушки «фукурумы»; представления, идущие из славянской древности, - с образом полугородской – полудеревенской круглолицей бабы в сарафане, фартуке и цветастом платке, напоминающей героинь малютинских жанровых полотен и иллюстраций к сказкам. Несмотря на всю ее уникальность, в матрешке проявились характерные черты русского искусства рубежа XIX – XX веков, в частности стремление модерна к лаконичной стилизованной форме, обращение к отечественной старине и одновременно интерес к искусству Дальнего Востока. Почти одновременно с работой над иллюстрациями Малютин начал занятия декоративно – прикладным искусством.

В начале 1900 -х годов у Малютина возник замысел портретной галереи выдающихся современников, воплощению которого он посвятил всю оставшуюся жизнь. Первым можно считать портрет В.В. Переплетчикова, вслед за ним были созданы портреты М.В Нестерова, С.А. Виноградова и др.

Простота композиционного строя – характерная черта Малютинских портретов. Дерзкий вызов молодым живописцам бросает пятидесятидевятилетний мастер своим «Автопортретом». В нем- приметы сурового быта и романтический подъем революционных лет. Портрет написан пасмурным ноябрьским днем в нетопленной мастерской.

С середины 1900 -х годов Малютин все больше внимания уделяет станковым формам искусства. Иллюстрация «Садко и морской царь» выполнена в сложной технике гуаши и пастели с применением серебра и золота. В начале 1910 -х годов одна за другой появляются жанровые картины: «Сельская ярмарка», «Перевоз» «Крестьянин с лошадью» «У переправы» и др. Их необычайная стилистика подчас удивляет.

В начале 1920- х годов Малютин выступает на последних выставках работ передвижников и «Союза русских художников»

По-прежнему большое внимание уделяет он мастерам литературы и искусства. Среди его моделей ревностный хранитель классических традиций архитектор И.В. Жолтовский, неутомимый новатор художник К.С. Малевич и др.

Завершит галерею, написанный в последние годы жизни Малютина композиционный портрет врача, профессора В.Д. Шервинского.

Работал мастер и в других жанрах искусства. По-прежнему писал он небольшие пейзажные этюды, несколько позже уже на рубеже 1920 – 1930-х годов создал ряд натюрмортов, в которых еще раз продемонстрировал красоту и благородства колорита.

Картины художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее и других сокровищницах искусства нашей страны.

Малютин прожил большую жизнь, стал современником крупнейших социальных потрясений, свидетелем великих исторических событий, определивших развитие культуры XX века.

Литература, представленная на выставке:

1. Абрамова, Алина Васильевна. Жизнь художника Сергея Малютина : биография отдельного лица / А. В. Абрамова. - Москва : Изобразительное искусство, 1978. - 272 с. : ил.

2. Абрамова, Алина Васильевна .Сергей Малютин 1859-1937 / А. Абрамова. - Москва : Искусство, 1952. - 55 с. : ил. - (Массовая библиотека "Искусство").

3. Голынец, Галина Владимировна. Малютин Сергей Васильевич / Г. В. Голынец. - Ленинград : Художник РСФСР, 1974. - 60 с. : цв. ил.

4. Голынец, Галина Владимировна. Малютин С. В. Избранные произведения / автор вступительной статьи и составитель Г. В. Голынец. - Москва : Советский художник, 1987. - 88 с. : ил. - (Избранные произведения советских художников)

5. Государственная Третьяковская галерея : история и коллекции / вступительная статья Ю. К. Королева. - Москва : Искусство, 1986. - 445 с. : цв. ил.

6. Илюшин, Иосиф Иосифович. Малютин С.В. / И. Илюшин. - Москва : Государственная Третьяковская галерея, 1953. - 50 с. : ил.

7. Коновалов, Эдуард Гаврилович. Словарь русских художников: новый полный библиографический / Э.Г. Коновалова. - Москва: ЭКСМО, 2008. - 576 с.

8. Малютин С.В. / редактор Т. Г. Гурьева. - Москва : Советский художник, 1952. - 74 с. ил.

9. Островский, Григорий Семенович. Рассказ о русской живописи / Г. С. Островский. - Москва : Изобразительное искусство, 1987. - 357 с. : цв. ил.

10. Страницы героической истории : изобразительное искусство в Центральном музее Вооруженных Сил СССР / составитель Л. Н. Балашова. - Москва : Советский художник, 1988. - 175 с. : ил.

11. Энциклопедия русской живописи / под редакцией Т. В. Калашникова. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 351 с. : ил.- (Русская живопись 15-20 веков).

Отдел литературы по искусству