«Орнамент всех времен и стилей»

С 16 августа 2023 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована тематическая выставка «Орнамент всех времен и стилей».

Орнамент - это украшение, узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Возникновение орнаментов относится глубокой древности, ведь даже тогда люди пытались украшать свое жилище, предметы культа и быта. Менялись времена, каждая эпоха рождала свои собственные декоративные формы. Каждый народ создавал свой собственный, уникальный орнамент. С орнаментом, как с особым видом искусства, мы встречаемся каждый день, порой даже не замечая, как он эмоционально и эстетически обогащает обычные предметы быта, ткани, ювелирные изделия, книжную миниатюру, архитектурные сооружения и многое-многое другое.

Возникновение орнамента уходит своими корнями вглубь веков, впервые его следы (зигзаги) запечатлены в эпоху палеолита. Геометрический орнамент встречается на артефактах эпохи мезолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Появляется спиральный орнамент.

Египетская орнаментика, возникшая в глубокой древности ,отличается богатством ,лаконичностью и сдержанностью геометрических форм. Изображение для древних египтян – это, прежде всего, священный знак, образ, обладающий магической живой силой. В росписи ранней египетской керамики встречаются абстрактные геометрические мотивы: точки, зигзаги, спирали, волнистые линии и др.

Искусство Двуречья создало и свой вид орнаментики, связанный с военными действиями: геральдические и эмблематические композиции с фигурами грифонов, крылатых гениев, вепрей, быков, иногда с головами людей или лошадей. Персидский декор отличался многочисленными растительными мотивами, соответствуя разнообразной флоре страны. В растительные орнаменты включались цветы нарциссов, гвоздики, шиповника. Зооморфный орнамент состоял из верблюдов, слонов, львов ,птиц. Большую роль персы отводили декоративно-прикладному искусству, особенно ткачеству и книжной миниатюре.

Более двух тысяч лет отделяет нас от времени расцвета древнегреческого искусства. Древнегреческое орнаментальное искусство известно нам главным образом в двух основных дошедших до нас формах :вазописи и архитектурном декоре. Элементы греческого декора были заимствованы из Азии, затем переработаны, поэтому в греческих орнаментах часто встречается элементы египетских и переднеазиатских мотивов – стилизованные листья лотоса и пальм, называемые пальметтами. Часто изображаются сцены из мифов и сюжеты из гомеровского эпоса.

В древнерусском орнаменте, как и в других, есть большое количество мотивов ,заимствованных у других народов ,в частности Византии, Востока и Западной Европы. В основе древнерусского орнамента лежит три мотива: геометрический, растительный и «звериный». Одним из наиболее характерных русских орнаментов является переплетение лентообразных полос, то узких, то широких, то ломающихся под разными углами.

Орнаменты готического периода Средневековья отличаются большой разнообразностью, символизмом, изяществом, гармоничностью и соблюдением строгих логических законов. Масверк - самый распространенный и известный тип готического орнамента- был создан при помощи циркуля без влияния какой бы то ни было органической формы.

Роскошное, уникальное арабско-мусульманское искусство орнамента и каллиграфии - это слияние византийской, коптской, персидской ,эллинистическо-римской орнаментики. Мусульманский орнамент можно разделить на два основных вида, которые имеют бесконечное разнообразие вариантов. Растительный – узор из вьющихся стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами и геометрический - прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры – сетки и узлы. В исламской орнаментике часто можно встретить краткие надписи-изречения из ислама, пословицы и афоризмы.

Индийский стиль отличается особой декоративностью, тщательной проработкой деталей, помпезностью и сложной орнаментикой. Основной областью применения орнаментики являлось архитектура и текстильное производство. Чрезвычайно популярен в индийском искусстве орнамент «могол», символизирующий плодородную виноградную лозу.

Китайская орнаментика - одна из древнейших. В Древнем Китае обожествляли животных, растительный мир и некоторые природные формы переносили в орнаментику, поэтому китайские декоративные мотивы, несмотря на стилизацию , достаточно натуралистичны. Общая композиция китайских орнаментов отличается плавностью непрерывного узора, тонкостью прорисовки, сложностью контуров, изяществом и разнообразием деталей.

Ренессансная орнаментика отталкивается от античных образцов. В орнаментах широко используются различные формы колонны, пилястры, листья аканта, дуба ,виноградной лозы, мотив канделябра и др., иногда в сочетании с изображением обнаженного человеческого тела. Излюбленные мотивы рококо-орнамент в виде косой сетки, украшенный мелкими розетками, и раковина в форме причудливо извивающихся лепестков.

Чрезвычайной многогранностью выражения и множеством характерных оригинальных форм отличается орнаментальное искусство Дагестана, свидетельствующее о древности традиционного уклада жизни и особенности мировоззрения народов Страны гор. Орнаментом украшаются самые разнообразные предметы быта: от архитектурных деталей до мелкой кухонной утвари и рабочего инструмента. В интерьере орнамент покрывал опорные столбы, закрома, лари, сундуки, кресла, ковры, паласы, сумки и мешки, глиняную и медную посуду. Богатая орнаментика была присуща не только предметам горского обихода, но и всему, что горцы носили на себе: украшениям, оружию, тростям, аксессуарам женского костюма, вязаным изделиям. Дагестанскому орнаменту характерны три типа: геометрический, растительный и ленточный.

Литература, представленная на выставке:

1. Байрамбеков, Марат Мирзоевич. Дагестанский народный орнамент: методика обучения учащихся начальной школы / М. М. Байрамбеков; под редакцией Г. И. Магомедова. - Махачкала: НИИ Педагогики, 2001. - 115 с.: ил, фот. цв., портр.

2. Буткевич, Любовь Михайловна. История орнамента: Учебное пособие / Л.М. Буткевич. - Москва: ВЛАДОС, 2008. - 267 с.: ил.

3. Дагестанские этнографические экспедиции Е. М. Шиллинга 1944 - 1946. - Москва: Три квадрата, 2013. - 160 с.: ил.

4. Лоренц, Н. Ф.Орнамент всех времен и стилей / Н.Ф. Лоренц. - Москва: ЭКСМО, 2009. - 296 с. : цв.ил.

5. Маккэлэм, Г. Л. Декоративные орнаменты и мотивы. Справочник / Г. Л. Маккэлэм. - Москва: АСТ.Астрель, 2008. - 383 с. : ил.

6. Маммаев, Мисрихан Маммаевич. Фольклор и декоративно-прикладное искусство Дагестана: вопросы взаимосвязи: монография / Мисрихан Маммаев, Марита Мугадова; Республиканский дом народного творчества Министерства культуры Республики Дагестан, Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. - Махачкала: Дагестан, 2022. - 77 с.: ил.

7. Моран Де, А. История декоративно-прикладного искусства: от древнейших времен до наших дней / с приложением статьи Жеральда Гассио-Талобо о дизайне. - Москва : Искусство 1982. - 577 с.: ил.

8. Орнамент. Ренессанс / редактор-составитель А. Пантилеева. - Москва: Белый город, 2016. - 111 с.: цв. ил.

9. Орнамент. Средние века / редактор-составитель А. Пантилеева. - Москва: Белый город, 2017. - 57 с.: цв. ил.

10. Орнамент. ХV- ХIХ века / редактор-составитель А. Пантилеева. - Москва: Белый город, 2017. - 105 с.: цв. ил.

11. Соколова, Татьяна Михайловна. Орнамент - почерк эпохи: научно-популярная литература / Т. М. Соколова. - Ленинград: Аврора, 1972. - 148 с.: ил.

12. Степанова, Анна Петровна. Теория орнамента: учебное пособие / Анна Степанова. - 4-е издание, стереотипное. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2021. - 156 с.: ил.

13. Стили и орнаменты в искусстве : Каталог. - Москва: Астрель, 2007. - 238 с.: ил.

Отдел литературы по искусству