«Об истории педагогической мысли»

В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова с 11 октября в отделе редких книг вниманию читателей представлена выставка: «Об истории педагогической мысли». На которой вы сможете ознакомиться с трудами как античных ученных, так и крупных отечественных и зарубежных педагогов. С возникновением общества появилась и традиция передачи накопленного опыта молодому поколению. Процесс передачи знаний от старшего поколения к молодому получил название педагогического и является наиважнейшим с древних времен. Так, например, по античным законам отец обязывался обучать своего сына какому-либо ремеслу, а если он этого не делал, то сын мог не кормить отца в старости.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Термин педагогика - греч. Paidagogike (детовождение, детоводство) возник в Древней Греции. Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Постепенно термин «педагогика» стал употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Первым профессиональным педагогом считается римлянин Марк Фибия Квинтилиана. Квинтилиан первый высказал требования, которые должны выдвигаться к любому педагогу: хорошее образование, любовь и уважение к детям. Свои мысли, которые стали известными цитатами, также высказывали Аристотель, Сократ, Цицерон, Платон. Греческое воспитание подразумевало строение идеального человека, высокого в своих нравственных убеждениях, умственно и физически развитого. Педагоги прививали детям чувство прекрасного. Поэтому любой человек в Греции, ещё с детства, хотел быть лучше других и прославиться. В Спарте большую роль отдавали физическому, а не умственному развитию. В римских школах изучали право и грамматику. Для детей из аристократических семей были открыты риторские школы, где обучали ораторскому искусству. В Средние века большую роль играла церковь и её служители. Там хранились письма, которые были на латинском языке. Школы существовали при храмах и соборах, поэтому много говорили о религии и мировоззрении. С развитием городов обучение требовало перехода на новый уровень. Начинают появляться университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже, Кракове. Возникают новые факультеты: богословский, юридический, артистический. В Западной части Европы известными учёными и философами стали Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский. На Востоке поддерживали идеи таких учёных: Омар Хайям, Ибн-Сина, Аль-Фараби и др. Образование на Руси начинает набирать оборотов в период появления письма и алфавита Кирилла и Мефодия – в девятом столетии. Появилась народная педагогика, которая имела характер советов, правил, раскрывалась в народных традициях, обычаях и фольклоре. С приходом христианства появляются приходские и церковные школы, в которых учили читать, писать и считать. Большую роль при том играла вера. В то время появляются «Изборник Святослава», «Поучение князя Владимира Мономаха детям», «Домострой».

Как отдельная наука, педагогика Нового времени начала существовать с 1717 года. На это повлиял трактат Бэкона «О достоинстве и увеличении наук», где он попробовал разделить все науки по видам. Большой вклад в развитие зарубежной педагогики внесли: Я.А. Коменский  – обосновал принципы дидактики и внёс идею о классно-урочной системе обучения. Дж. Локк  – большую роль в обучении придавал психологии. Ж.-Ж. Руссо – ввёл основы «свободного воспитания». И. Песталоции  – довёл теорию элементарного обучения всестороннего развития ребёнка. И. Гербарт – ввёл понятие «воспитывающее обучение». В отечественный период выделяют деятельность Ломоносова, который выдвигал идею общеобразовательного типа средней школы. Бецкий принял участие в создании Смольного института благородных девиц. Радищев высказал своё мнение об идеальном образе человека и его воспитании, придерживаясь демократических и антикрепостнических утверждений. Чернышевский и Добролюбов рассматривали проблему воспитания и обучения женского пола. Константина Ушинского считают основоположником отечественной педагогической системы. Он написал первую большую работу в сфере педагогической антропологии под названием «Человек как предмет воспитания». Также довольно известными стали работы Толстого, Лесгафта, Пирогова.

После Октябрьской революции 1917 года, образование в России очень изменилось. В основу педагогики легла коммунистическая идеология. Главная задача – воспитание физически здорового человека. Обучение могли позволить себе люди любого материального положения, так как оно было бесплатным. Обучать стало одновременно мальчиков и девочек. Школа считалась учреждением светского типа. Вводились уроки со строгим расписанием занятий. В конце учебного года проводились специальные проверки по каждому предмету. Идею коллективного трудового воспитания выдвинул Макаренко А. С.

В читальном зале нашего отдела вы найдете труды известных педагогов, философов таких как: Песталоцци, Жан-Жака Руссо, Джон Локк, Ян Коменского, Марии Мантесори, Чернышевского и других. Интересными могут показаться издания Макаренко «Путевка в жизнь» (Педагогическая поэма), 1950 года переведенная на хинди. Вот лишь некоторые из представленных:

Коменский, Я. А.Дидактические материалы: (Отрывки из «Великой дидактики») / Я. А. Коменский; авт. вступ.ст. А. А. Красновский. - Москва: Учпедгиз, 1940.

Коменский бесспорно принадлежит к числу выдающихся мыслителей XVII века. Лично испытав все ужасы и жестокости Тридцатилетней войны, обрушившейся с особенной силой на Чехию. В книгу вошли отрывки из «Великой дидактики» извлечены из перевода этого произведения с латинского языка.

Спенсер, Герберт. Научные, политические и философские опыты. Т. 3 / Г. Спенсер ; пер. под ред. Н. Л. Тиблен. - СПб. : Тип. Н. Тиблена и Комп. (Н. Неклюдова), 1866. - 335 с.

Наиболее интересной и объемной работой величайшего английского мыслителя Герберта Спенсера (1820-1903), одного из родоначальников позитивизма и основателя органической школы в философии, является опубликованное в 1857-1874гг. произведение «Опыты научные, политические и философские» (все три тома в одной книге). Данный труд носит энциклопедический характер и выражает присущую Спенсеру концепцию философии как обобщения всех наук.

Щапов, Афанасий. Социально-педагогические условия умственного развития русского народа / А. Щапов. - СПб. : Изд. Н.П. Полякова, 1870. – 332 с.

Афанасий Прокофьевич Щапов (1831-1876) - известный русский историк, этнограф, экономист и философ. Автор важнейших исторических исследований, первое и прижизненное издание основополагающего труда ученного. Уникальный экземпляр, который впоследствии не переиздавался.

Добро пожаловать в отдел редких книг!