«Немеркнущая звезда музыки»

С 1 июня 2024 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная 220-летию со дня рождения русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

Великого русского композитора Михаила Ивановича Глинку (1804-1857) справедливо называют основоположником русской музыкальной классики. Это не значит, что русская музыка до Глинки не представляла собой ничего ценного, - Россия испокон веку славилась талантами, и даровитые музыканты в ней были не редкость. Для Глинки музыка была не только основным делом жизни - она была самой жизнью. Еще мальчиком, потрясенный первыми музыкальными впечатлениями, и сказал он о себе: «Музыка-душа моя!» Так она и осталась навсегда его судьбою, целью и смыслом его существования. Потому-то в творениях великого композитора нам слышен и голос самого художника, и голос времени, самые яркие и лучшие черты которого он уловил и запечатлел. Глинка обучался в Петербургском университетском пансионе и одновременно занимался музыкой. Первые сочинения Глинки относятся к 1822 году. Из ранних произведений его особую популярность получил романс «Не искушай».

В течение 1830-1834 годы Глинка путешествовал по Европе. В Берлине он прошел курс теории композиции под руководством выдающегося педагога З. Дена. Под воздействием тоски по родине у него созрело решение всецело посвятить себя национальной музыке. По возвращении в Россию Глинка сочинил оперу «Иван Сусанин», темой которой послужил героический подвиг патриота-крестьянина, отдавшего за родину свою жизнь. В 1839 году Глинкой был написан симфонический «Вальс-фантазия»,а в 1840 году- музыка к драме «Князь Холмский». К этому же времени относится создание цикла романсов «Прощание с Петербургом».

Вторая опера Глинки «Руслан и Людмила», задуманная незадолго до гибели А.С.Пушкина, который предполагал лично написать для нее либретто, была поставлена в 1842 году, но успеха в аристократических кругах не имела. Итогом поездки Глинки во Францию и Испанию явились две симфонические увертюры на испанские народные темы: «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде». В 1848 году Глинка сочинил оркестровую «Камаринскую», в основу которой положил русские народные напевы - свадебный и плясовой.

Последние годы жизни Глинки были творчески мало плодотворны. Непонимание, равнодушие и пренебрежение окружающей среды угнетали композитора. Он сочинил ряд романсов и написал автобиографические записки. Лучшие из романсов: «Я помню чудное мгновение», «Жаворонок», «Сомнение», «Как сладко с тобою», «Не называй ее небесной», «Ты скоро меня позабудешь», «Ночной смотр» и некоторые другие. Кроме перечисленных выше произведений Глинка написал несколько разных вариаций на итальянские темы, а в молодые годы-Рондо для фортепиано, Струнный квартет, Секстет, Трио для фортепиано, кларнета, фагота и др.

В своем творчестве Глинка сочетал национальную самобытность с высшими достижениями мировой музыкальной культуры. Глубоко народный композитор, Глинка впитал мелодическое богатство не только русской песни: в его произведениях звучат напевы татарские ,грузинские, испанские и др. Исключительная выразительность и гибкость мелодики и ритма сочетаются в творчестве Глинки с поразительной красочностью оркестра. Обобщая достижения своих предшественников ,Глинка в то же время наметил пути дальнейшего развития и расцвета русской музыки. Своей творческой деятельностью Глинка выдвинул русскую музыку на одно из первых в мировой культуре мест.

Литература, представленная на выставке:

1. Арнштам, Л.Глинка : Киносценарии / Л. Арнштам. - Москва : Госкиноиздат, 1944. - 152 с.

2. Васина-Гроссман, В. А.Глинка М.И. / В. А. Васина- Гроссман. - Москва : Музыка, 1982. - 101 с. : фот.

3. Гордеева , Евгения Михайловна. Глинка - исполнитель : очерк / Е. М. Гордеева. - Москва : Музыка, 1966. - 109 с. : портр., ил.

4. Левашева, О. Е.Глинка Михаил Иванович / О. Е. Левашева. - Москва : Музыка, 1987. - 381 с. : ил.

5. Петрушевская, Елена Михайловна. Михаил Глинка и Италия. Загадки жизни и творчества / Е.М. Петрушевская. - М : Классика-XXI, 2009. - 448 с. : ил.

6. Попова, Татьяна Васильевна. Симфоническая фантазия " Камаринская" М. Глинки : Пояснение / Т. Попова. - 2-е изд., пересмотр. - Москва ; Ленинград : Музгиз, 1950. - 27 с. : муз. пр. ; 16 см. - (В помощь слушателю музыки).

7. Ремезов, И.Иван Сусанин М.И. Глинки : Путеводитель по опере / И. Ремезов. - Москва : Музгиз, 1954. - 144 с. : муз. пр.

8. Рукописи М. И. Глинки / Государственная публичная б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Ленинград) ; сост. А. С. Ляпунова. - Ленинград , 1950. - 99 с. : портр.

9. Руслан и Людмила М.И. Глинки : Краткое содержание оперы. - 3-е изд. - Ленинград : Музгиз, 1953. - 13 с.

10. Серов, А. Н. Воспоминания о М.И. Глинке / А. Н. Серов. - Л. : Музыка, 1984. - 55 с.

11. Смирнова, Э. Русская музыкальная литература. Для VI-VII классов детской музыкальной школы / Под ред. Т.В. Поповой. - Москва : Музыка, 2000. - 141 с. : ил.

12. Стасов, В. В.Избранные статьи о М.И. Глинке / В. В. Стасов. - Москва : Музгиз, 1955. - 353 с. : фот.

13. Успенский, Вс. Глинка Михаил Иванович 1804-1857 / Вс. Успенский. - Ленинград : Молодая гвардия, 1950. - 264 с. : ил.

14. Шлифштейн, С.Глинка и Пушкин / С. Шлифштейн. - М.-Л. : Музгиз, 1950. - 96 с.

Отдел литературы по искусству