«Музыкальность линий и цветов»

С 24 декабря 2024 года в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована выставка, посвящённая 155-летию со дня рождения французского художника Анри Эмиля Бенуа  Матисса.

Анри Эмиль Бенуа  Матисс был  гениальным французским живописцем ХХ века, основателем фовизма, неутомимым экспериментатором и неугомонным исследователем. Он перевернул традиционные представления об использовании цвета и, погрузившись в поиски новых форм и оттенков, приложил руку к созданию отдельного течения живописи.
Анри Эмиль Матисс – родился 31 декабря в Като-Камбрези на севере Франции. Прирожденный живописец, всю свою жизнь без остатка отдавший творчеству, в ранней молодости вообще не помышлял об искусстве. К живописи Матисс обратился в возрасте двадцати одного года. В 1895 году его работы случайно увидел Гюстав Моро и тут же предложил без экзаменов поступить к нему в мастерскую. Он угадал основную «историческую» особенность дарования Матисса, когда сам художник о ней и не думал. Его натюрморт «Бутылка шидама» консервативен для своего времени. В картине Матисса все дышит строгостью не тронутых никакими новшествами старых традиций. Весной 1897 году Матисс выставил композицию «Десерт», где отдал полную дань импрессионизму. Именно так написан натюрморт «Синий горшок и лимон», где мягко промоделированные предметы слиты в неразрывное живописное целое с окутывающим их вибрирующим воздухом. Уже в натюрморте «Фрукты и кофейник» появляется многозначительное усиление колористического начала и пластичности форм. Еще более решительные измены импрессионизму можно обнаружить в натюрмортах «Синий кувшин» или «Подсолнечники в вазе». Прослеживая эволюцию Матисса, казалось бы, так логично от картин 1901 года, написанных с такой щедростью и свободой, перейти к его фовистским работам. Он неожиданно меняет свою манеру, и пройдет более трех лет, прежде чем он вновь обратится к яркому цвету. Не случайно произведения, подобные натюрморту «Посуда и фрукты» или «Люксембургский сад», получили название «протофовистских». С этого времени длится самый неясный период творчества Матисса. Он обращается к темной тональности. В картине «Булонский лес» цвет притушен  и на первый план выступает проблема конструктивной композиции. Матисс в течение целого года отважно занимался кропотливым изучением всех тонкостей взаимоотношения цветов, которого требовал «почти научный» метод дивизионизма. Только пройдя через этот опыт, художник вышел на новый путь и вписал, наконец, свое имя в историю французского искусства, возглавив течение - фовизм. Именно у фовистов цвет становится главным носителем тех принципиальных изменений, которые означают наступление нового этапа развития художественной культуры. Картина «Вид Коллиура» раскрывает это с предельной ясностью. При всей спорности вопросов, связанных с определением фовизма, 1907 год справедливо считается годом завершения этого течения. В творчестве Матисса произошли существенные изменения. Теперь восточное искусство начинает воздействовать на художника. Восточные ковры заполняют цветистым орнаментом почти все пространство таких натюрмортов, как «Статуэтка и вазы на восточном ковре» и «Фрукты и бронза». В связи с утверждением плоскости, в живописи Матисса проявляется еще один элемент – арабеск. Именно арабеск - сведенная к плоскости форма - начинает играть все большую роль в жизни картины. С неменьшей обдуманностью и воодушевлением разрабатывает Матисс  взаимодействие цвета и арабеска. Соотношение тонов иногда заставляло  его менять и композицию и очертания форм. В начале 1911 года Матисс написал два натюрморта, известные под названием «Севильский» и «Испанский». Оба изображают один и тот же, но данный в разных аспектах мотив. Любовь к жизни – она действительно лежит в основе всего искусства Матисса, но в его любви к Востоку есть особые оттенки. И этот «романтизм» со временем  не только не ослабевал, но даже обострялся, если судить по большой, завершающей марокканский цикл композиции «Арабская кофейня». Жизненное упорство Матисса, неизменно сохраняемый им могучий оптимизм приобретает  героический характер. В новаторстве художника лежит пафос, одушевляющий все самые высокие идейные и социальные движения ХХ века – пафос переустройства мира, ради того, чтобы люди стали счастливыми. И если человечеству суждено освободиться от тягостных противоречий и опасностей, то среди художников, кто верил в это и кто это предсказал, одним из первых надо назвать имя Анри Матисса.

Литература, представленная на выставке:

1. Арагон, Луи. Анри Матисс, роман. Т.2 / Л. Арагон; перевод с французского Л. Зонина. - Mосква: Прогресс, 1978. - 227 с.: цв. ил.

2.Герман, Михаил Юрьевич. Модернизм: искусство первой половины XX века / М. Ю. Герман. - Санкт-Петербург: Азбука, 2021. - 381 с. : ил., цв. ил. ;

3. Европейская живопись XIII-XX вв.: энциклопедический словарь / редактор В. В. Ванслов. – Москва: Искусство, 1999. - 527 с.: ил.

4. Зубова, Мария Васильевна. Графика Матисса / М. В. Зубова. - Москва: Искусство, 1977. - 191 с.: ил.

5. Костоневич, А. Г. Матисс в России / А. Костоневич, Н. Семенова. - Москва: Авангард, 1993. - 190 с.: цв. ил.

6. Матисс: сборник статей о творчестве / перевод с французского И. М. Глозмана. - Москва: Издательство иностранной литературы, 1958. - 150 с.: ил.

7. Мировое искусство (Иллюстрированная энциклопедия: направления и течения от импрессионизма до наших дней) : энциклопедия / автор текста А. Савельев. - Санкт-Петербург: ООО "СЗКЭО" Кристалл", 2006. - 192 с.: цв. ил.

8. От Делакруа до Матисса: Выставка французской живописи из музея Метрополитен в Нью-Йорке и Художественного института в Чикаго, США / Министерство культуры СССР, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; автор предисловия Е. Кантор. - Москва: ВРИБ "Союзрекламкультура", 1988. - 14 с.: ил.

9. Русаков Ю.А. Анри Матисс. Искусство книги / Ю. Русаков. - Ленинград: Искусство, 1980. - 84 с.: ил.

10. Энциклопедия мировой живописи / Е. В.Иванова. - Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 496 с: цв. ил.

11. Энциклопедия мировой живописи / составитель Т. Г. Петровец, Ю. В. Садомова. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 431 с.: ил.

12. Энциклопедия искусства XX века / автор-составитель О. Б. Краснова. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 352 с.: ил.

13. Эсколье, Раймон. Матисс / Р. Эсколье; перевод с франузского Н. В. Шилинис. - Ленинград: Искусство, 1979. - 256 с. : ил., цв. ил.

Отдел литературы по искусству