«Мастер музыкальной формы»

С 21 марта 2024 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная 185-летию со дня рождения знаменитого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.

Модест Петрович Мусоргский — один из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, гениальный композитор, далеко опередивший свое время и оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства.

Музыкальное творчество М. П. Мусоргского вызывает живой и острый интерес и слушателей, и музыкантов, до сих пор зорко приглядывающихся к новациям великого русского композитора.

Модест Мусоргский родился 21 марта 1839 года, на Псковщине, в селе Карево Торопецкого уезда. Как впоследствии написал в «Автобиографической записке» композитор, он «сын старинной русской семьи». Отец его, Петр Алексеевич, коллежский секретарь в отставке, был довольно состоятельным помещиком. Мать, Юлия Ивановна, была художественно одаренной, и именно она приобщила к музыке своего сына Модеста.

В 10-летнем возрасте Мусоргского отправили в немецкое учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге, где мальчик продолжил занятия музыкой под присмотром пианиста и педагога Антона Августовича Герке и в 1852 году представил первую самостоятельно сочиненную пьесу для фортепиано. Родители радовались успехам сына, но творческую карьеру всерьез не рассматривали. В 1856 году будущий композитор окончил гвардейскую школу и получил назначение в Санкт-Петербург, в Преображенский полк.

После непродолжительной военной службы в 1858 году он вышел в отставку, чтобы полностью сосредоточиться на композиторской деятельности. Такому решению немало способствовало знакомство с М. А. Балакиревым, обучившим его основам композиции. Огромное было значение творческого общения М. П. Мусоргского с молодыми композиторами – А. П. Бородиным, Н. А. Римским–Корсаковым, Ц. А. Кюи, которое переросло в новую русскую композиторскую школу «Могучая кучка».

Первое десятилетие творчества обнаруживает внутреннее «беспокойство» Мусоргского- художника. Композитор словно мечется в поисках своих тем, своего стиля. Это опера-трагедия «Саламбо», комедийная опера «Женитьба», песни – сценки «Гопак», «Сиротка» и другие.

Вершиной творчества Модеста Мусоргского 60-х гг. XIX века стала опера «Борис Годунов» (на сюжет драмы А. Пушкина), которая утверждает жанр народно-исторической музыкальной драмы. Опера ярко и сильно выявила гений композитора, творческая мысль которого обрела полную свободу выражения.

Вслед за окончанием «Бориса Годунова» последовала работа над оперой «Хованщина», продолжившая линию народно-исторической драмы, распетая с величием эпического сказания. Опера эта рассказывает о времени стрелецких бунтов с состраданием автора к народу. Композитор сам создавал сценарный план и текст своей оперы, основываясь на первоисточниках, что может быть, было причиной своеобразного сказового-стилевого направления «Хованщины». Мысль М. П. Мусоргского о судьбах народа, Родины – центральная в его творчестве.

Параллельно с трагической «Хованщиной» с 1875 года Мусоргский работает над комической оперой «Сорочинская ярмарка», средоточие на ярких, простодушно-лирических мотивах юношеской повести Н. Гоголя.

Модест Мусоргский написал много произведений, в которых стремился к реализму и к яркому раскрытию слов. Для оркестра - «Ночь на Лысой горе», «Взятие Карса». Для фортепиано - «В деревне», «Интермеццо», «Швея». К неоконченным пьесам и романсам относится «Крапивная гора. Небывальщина» и «Надгробное письмо». К выдающимся произведениям относятся «Картинки с выставки», «Песни и пляски смерти». В копилке композитора есть сборники с нотами для голоса с фортепиано. Это «Ночь. Фантазия», «Отверженная».

Мусоргский поставил много задач перед музыкантами последующих поколений. Ведь из пяти его опер им самим завершена лишь одна – «Борис Годунов».

Как часто случается, при жизни его творчество получило далеко не так много внимания, как после кончины. Действительно известным сочинитель стал посмертно.

Литература, представленная на выставке:

1. Абызова, Елена Николаевна. «Картинки с выставки» Мусоргского / Е. Н. Абызова. - Москва: Музыка, 1987. - 48 с.: ил.

2. Головинский, Григорий Львович. Мусоргский Модест Петрович / Г. Л. Головинский, М. Д. Сабинина. - Москва: Музыка, 1998. - 736 с.: муз. пр.

3. Дурандина, Елена Евгеньевна. Вокальное творчество Мусоргского: исследование / Е. Е. Дурандина. - Москва: Музыка, 1985. - 200 с.: муз. пр.

4. Левашев, Е. М. Историзм художественного мышления М.П.Мусоргского / Е. М. Левашев, Н. И. Тетерина. - Москва: Памятники исторической мысли, 2011. - 745 с.: муз. пр.

5. Мусоргский М. П. и музыка XX века / редактор-составитель Г. Л. Головинский. - Москва: Музыка, 1990. - 271 с.: муз. пр.

6. Мусоргский Модест Петрович / составитель Р. К. Ширинян. - 2-е издание. - Москва: Музыка, 1989. - 192 с.: ил.

7. Наследие М. П. Мусоргского: к выпуску Полного академического собрания сочинений М. П. Мусоргского в тридцати двух томах / составитель Е. Левашева. - Москва: Музыка, 1989. - 256 с.

8. Новиков, Н. С. «Звук родной струны...» / Н. С. Новиков. - Москва: Советская Россия, 1989. - 32 с.: ил.

9.Сокольский, Матиас Маркович. Мусоргский. Шостакович: статьи, рецензии / М. Сокольский. - Москва: Советский композитор, 1983. - 144 с.

10.Фрид, Э. Мусоргский Модест Петрович (1839-1881) / Э. Фрид. - 4-е издание. - Ленинград: Музыка, 1987. - 110 с.: ил.

11.Шлифштейн, С. Мусоргский. Художник. Время. Судьба / С. Шлифштейн. - Москва: Музыка, 1975. - 336 с.

Отдел литературы по искусству