«Мастер бытовых картин»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «Мастер бытовых картин», посвящённая 185-летию со дня рождения русского художника Григория Григорьевича Мясоедова.

Григорий Мясоедов – русский живописец, один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX в. Один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. Сорок лет он входил в состав правления этого объединения и был автором первого варианта устава. Его творчество – воплощение основополагающих принципов передвижников. Основная тема, к которой обращался художник, – крестьянский быт.

Григорий Григорьевич Мясоедов родился 19 апреля 1834 года в семье обедневшего дворянина из Тульской губернии, во владении которого было небольшое поместье. Будущий художник не понаслышке был знаком с трудностями простой крестьянской жизни, так как положение его семьи мало отличалось от жизни рабочих. В нужде провёл он и студенческие годы.

Расцвет либеральных идей общества совпал с внутренними убеждениями Мясоедова. Так появились его работы на крестьянские темы: «Земство обедает», «Опахивание», «Дорога во ржи».

Мясоедов был активным общественным деятелем и невероятно разносторонним художником. Помимо жанровых картин, в его творчестве встречаются пейзажи «Крым и Юг Украины», исторические картины «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», и, конечно, портреты «Портрет И.И. Шишкина». Кроме того, Мясоедов писал и на религиозные темы, например «Храм Спаса на Сенной».

Григорий Мясоедов был образцовым выпускником Императорской академии художеств. Только лучшие из лучших удостаивались чести по окончании учебного заведения стажироваться за границей. На средства из государственной казны художник побывал во Франции. Италии, Испании, познакомился с главными памятниками мировой художественной культуры и актуальным искусством Европы того времени. На примере европейских живописцев Мясоедов убедился в необходимости приблизить искусство к зрителю. В своём творчестве он решил противопоставить «живое» искусство строгим постулатам академизма. Так родилась идея создать объединение передвижников.

По словам архитектора Василия Стасова, одним из основных постулатов передвижников было «стремление к реальному и повседневному». Сходство с натурой доходило едва ли не до натурализма. Художественному языку Мясоедова это также присуще. 

Он был сторонником реализма и категорически отвергал какие бы то ни было новые веяния в искусстве, в частности импрессионизм. Публика же принимала искания молодых художников с восторгом. Григорий Мясоедов считал, что картинам в духе импрессионизма нет места на выставках передвижников. Столь категоричная позиция привела к расколу в объединении. 

Главным оппонентом Мясоедова стал Илья Репин, который потребовал роспуска совета правления передвижников по причине его излишнего консерватизма. В результате все члены правления демонстративно покинули совет, предоставив Мясоедову право возглавлять его в одиночестве. В 1876 году, не выдержав такого удара, художник оставил Товарищество. С этого времени искусствоведы отмечают начало спада в его творчестве. Художник пишет пейзажи, пробует работать в графической технике, создавать театральные декорации и эскизы к спектаклям. Но фактически для него это время отверженности.

В 1890–1900 годах в его произведениях чувствуется влияние салонной живописи. Художник много работал в графической технике. Он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Он также организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству. Как и многие передвижники, Мясоедов в 1890-е года пережил кризис. Он осознавал, что его время безвозвратно ушло. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь». Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы».

Григорий Мясоедов умер 30 декабря 1911 года в своём имении под Полтавой. В истории искусства художник навсегда останется одним из основоположников важнейшего явления в отечественной живописи – передвижничества.

Список литературы:

1. Боженко, Лилия Ивановна. Разящей кистью: Русские художники-реалисты против религии [Текст] / Л. И. Боженко. – Томск: Томское книжное издательство, 1961. – 62 с.: ил.

2. Государственная Третьяковская галерея [Альбом]: История и коллекции / ред. И. И. Никонова. – М.: Искусство, 1986. – 446 с.: цв. ил.

3. Мясоедов Г.Г. [Текст] / авт., сост. Ф. Рогинская. – М.: Изобразительное искусство, 1959. – 46 с.: ил.

4. Мясоедов Г.Г. Письма. Документы. Воспоминания [Текст] / сост. В. С. Оголовец. – М.: Изобразительное искусство, 1972. – 326 с.: фот.

5. Оголовец, Виктор Степанович. Воспоминания о Г.Г. Мясоедове [Текст] / В. С. Оголовец. – М.: Искусство, 1981. – 95 с.: цв. ил.

6. Передвижники [Текст]: Картины из собраний музеев СССР / автор-составитель А. К. Лебедев. – М.: Изобразительное искусство, 1969. – 175 с.: ил.

7. Передвижники [Текст] / автор и составитель А. В. Парамонов. – М.: Искусство, 1971. – 140 с.: ил.

8. Передвижники [Текст]: К столетию товарищества передвижных художественных выставок / Государственная Третьяковская галерея; ред. И. М. Гофман. – М.: Искусство, 1976. – 127 с. : ил., цв. ил.

9. Рогинская, Фрида Соломоновна. Товарищество передвижных художественных выставок [Текст]: Исторические очерки / Ф. С. Рогинская. – М.: Искусство, 1989. – 430 с.: ил.

10. Художники-передвижники [Сборник статей] / ред. Т. А. Савицкая. – М.: Изобразительное искусство, 1975. – 264 с.: цв. ил.

Отдел литературы по искусству