«Мастер афоризмов и парадоксов»

С 16 октября 2024 года в читальном зале отдела иностранной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова вниманию читателей представлена книжная выставка, посвященная 170-летию со дня рождения английского писателя и поэта Оскара Уайльда.

Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд – ирландский писатель и поэт. Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода, одна из ключевых фигур эстетизма и европейского модернизма.

Оскар Уайльд родился 16 октября 1854 года в доме 22 по улице Уэстлэнд-роу в Дублине, был вторым ребенком от брака сэра Уильяма Уайльда и Джейн Франчески Уайльд.

Учился в Дублинском университете, затем в Оксфорде, испытал влияние Рескина и Пейтера. Завоевал популярность в Лондоне остроумием и проповедью идей «искусства ради искусства».

В 1882 г. посетил США, где прочел лекции об эстетском движении в Англии. В 1892 г. уехал во Францию, где и умер три года спустя. В теоретических работах-лекциях, эссе-Уайльд развивал и проповедовал принципы эстетизма, основным из которых стал лозунг «Искусство ради искусства».

В предисловии к роману «Портрет Дориана Грея» он заявил: «Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и всё».

Апология формы не противоречила защите им гуманных идей-честности и самопожертвования, осуждению эгоизма, алчности, лицемерия. Уайльд был блестящим стилистом, его произведения полны изящных описаний, остроумных диалогов, метких афористических парадоксов.

Его пьесы «Идеальный муж», «Как важно быть серьезным» и другие до сих пор популярны на сцене, и сказки «Счастливый принц», «Звездный мальчик» переиздаются и читаются во всём мире.

Уайльд регулярно писал сказочные истории для различных журналов. В 1888 году он опубликовал «Счастливого принца и другие сказки». В 1891 году он опубликовал ещё два сборника: «Преступление лорда Артура Сэвила и другие рассказы, а в сентябре «Гранатовый домик» был посвящён «Констанции Мэри Уайльд».

В первые годы своего литературного творчества Оскар Уайльд занимался только лишь поэзией, изредка создавая эссе посвящённые проблемам эстетики.

В 1881 году вышел его первый поэтический сборник «Стихотворения»(Poems), написанный в духе братьев прерафаэлитов». Он выдержал пять переизданий по 250 экземпляров в течение года. Ранние стихи его отмечены влиянием импрессионизма, в них выражены непосредственные единичные впечатления, они невероятно живописны.

В 1887 году опубликовал рассказы «Кентервильское приведение», «Преступление лорда Артура Сэвила», «Сфинкс без загадки», «Натурщик-миллионер», которые и составили сборник его рассказов. Однако же Уайльд не любил записывать всё, что приходило ему на ум, многие рассказы, которыми он очаровывал слушателей, так и остались ненаписанными.

В 1890 году в свет вышел его единственный роман, который окончательно приносит Уайльду сногсшибательный успех – «Портрет Дориана Грея». Он был напечатан в журнале «Липпинкоттс мэгэзин». Но критики обвинили роман в безнравственности. В ответ на 216 печатных откликов на «Портрет Дориана Грея» Уайльд написал более 10 открытых писем в редакции британских газет и журналов, объясняя, что искусство не зависит от морали. Более того, он писал, те, кто не заметил морали в романе, полные лицемеры, поскольку мораль всего-то и состоит в том, что убивать совесть безнаказанно нельзя. В 1891 году роман со значительными дополнениями выходит отдельной книгой, и Уайльд сопровождает свой шедевр особым предисловием, которое становится отныне манифестом эстетизму-тому направлению и той религии, которые он создал.

1891-1895 г.г. – годы головокружительной славы Уайльда. В 1891 году выходит сборник теоретических статей «Замыслы» (Intensions), где Уайльд излагает читателям свой символ веры, свою эстетическую доктрину. Пафос книги в прославлении Искусства-величайшей святыни, верховного божества, фанатическим жрецом которого был Уайльд.

В том же 1891 году он написал трактат «Дума человека при социализме» (The Soul of Man under Socialism), в котором отвергается брак, семья и частная собственность. Уайльд утверждает, что «Человек создан для лучшего назначения, чем копание в грязи». Он мечтает о том времени, когда «не станет более людей, живущих в зловонных притонах, одетых в вонючие рубища. Когда сотни тысяч безработных, доведенных до самой возмутительной нищеты не будут топтаться по улицам, «когда каждый член общества будет участником общего довольства и благополучия».

В 1892 году написана и поставлена первая комедия «блистательного Оскара» - «Веер леди Уиндермир», успех которой сделал Уайльда самым популярным человеком Лондона. В 1893 году выходит его следующая комедия - «Женщина, не стоящая внимания» (The Woman of No Importance, в которой само название строится на парадоксе – до того «апостол красоты» почувствовал этот приём родным.

Ударным в творческом отношении становится 1985 год. Уайльдом написаны и поставлены две пьесы – «Идеальный муж (An ideal Husband) и «Как важно быть серьезным» (The importance of Being Earnest). В комедиях во всём блеске проявилось искусство Уайльда как остроумнейшего собеседника, его диалоги великолепны. Газеты называли его «лучшим из современных драматургов», отмечая ум, оригинальность, совершенство стиля. Острота мыслей, отточенность парадоксов настолько восхищают, что читатель ими одурманен на протяжении всей продолжительности пьесы. Он всё умеет подчинить игре, нередко игра ума настолько увлекает Уайльда, что превращается в самоцель, тогда впечатление значительности и яркости создаётся поистине на пустом месте. И в каждой из них есть свой Оскар Уайльд, бросающий порции гениальных парадоксов.

Оскар Уайльд скончался в изгнании во Франции 30 ноября 1900 года.

Литература, представленная на выставке:

1.Уайльд, О. Портрет Дориана Грея = The Pikture of Dorian Gray / Оскар Уайльд; адаптация текста, коммент., упражнения, слов Е.Г.Вороновой. - Москва: АЙРИС – пресс , 2021. – 216 с.

2. Уайльд, О. Сказки = Fairy Tales / Оскар Уайльд; адаптация текста, упражнения, словарь Л. В. Холхоевой. - Москва: Айрис- пресс, 2008. -192 с.

3. Уайльд, О. Счастливый принц и другие сказки / Оскар Уайльд; пер. с англ. К. Чуковского, В. Чухно, Т. Озерской; словарь, упражнения, комментарии Е.В. Карпенко; ил. Е.В. Пуляевой. – Москва: Эксмо, 201. - 224 с.

4. Дьяконова Н.Я. и Амелина Т.А. Хрестоматия по английской литературе XIX века. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по специальности № 2103 «Иностранные языки». – Ленинград: «Просвещение», 1978. - 287 с.

Отдел иностранной литературы