«Маска и душа»

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы БИМЦа Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организовал книжную выставку к 145-летию со дня рождения великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина.

Шаляпина называют лучшим басом всех времён и народов. Он первый из русских певцов получил мировое признание.

Созданные певцом оперные образы уникальны и до сих пор остаются никем непревзойдёнными. Это Мельник («Русалка» А. Даргомыжского), Борис Годунов и монах Варлаам («Борис Годунов» М. Мусоргского), Иван Сусанин («Иван Сусанин» М. Глинки), Иван Грозный («Псковитянка» Н. Римского-Корсакова). В западноевропейской опере это образы Мефистофеля в «Мефистофеле» А. Бойто и «Фаусте» Ш. Гуно, Дона Базилио в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини.

Вершины Шаляпина в вокально-камерной музыке тоже хорошо всем известны: «Блоха» М. Мусоргского, «Ночной смотр» М. Глинки, «Два гренадера» Р. Шумана… И, конечно же, русские народные песни: «Дубинушка», «Из-за острова на стрежень», «Не велят Маше за реченьку ходить» и многие другие.

Фёдор Иванович Шаляпин родился на Волге в городе Казани в 1873 году в семье служащего. Окончил 2-классное городское училище. Уже в детском возрасте обладал красивым голосом (дискант), любил слушать народные песни, часто пел с матерью, «подлаживая голоса». С 9 лет пел в церковных хорах. Обучался сапожному, столярному и переплётному ремёслам, позже работал писцом, грузчиком, крючником. В 12 лет увлёкся театром, участвовал в качестве статиста в спектаклях гастролировавшей в Казани оперной труппы. В 1890 году поступил в хор труппы С. Семеного-Самарского в Уфе, в декабре того же года впервые выступил здесь в оперной партии (Стольник в «Гальке»). С 1891года скитался с небольшими театральными труппами по городам Поволжья, Средней Азии и Закавказья. В Тбилиси брал бесплатные уроки пения у Д.А. Усатова (1892–93 гг.), выступал в ученических и любительских концертах.

Из Тифлиса Шаляпин в 1894 году переехал в Петербург и поступил в частный оперный театр Панаева. Затем Шаляпина пригласили в Мариинский театр, где он дебютировал 5 апреля 1895 года в партии Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст».

В 1896 году С. Мамонтов пригласил Шаляпина в Московскую частную оперу, где Фёдор Иванович сразу же стал ведущим артистом. Он пел Ивана Грозного в «Псковитянке» Н. Римского-Корсакова (1896), Досифея в «Хованщине» М. Мусоргского (1897), Бориса Годунова в одноимённой опере М. Мусоргского (1898) и другие ведущие оперные партии. Развитию таланта Шаляпина во многом способствовало его окружение в мамонтовской опере, где работали художники В.Д. Поленов, В.М. и А.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.А. Серов, М.А. Врубель, К.А. Коровин и др. Несколько оперных партий подготовил он вместе с начинающим тогда композитором и дирижёром Сергеем Рахманиновым. Дружба с М. Горьким, начавшаяся в 1901 году, во многом определила его идейно-художественные принципы.

Осенью 1899 года Шаляпин становится ведущим солистом сразу двух театров – Большого и Мариинского.

С триумфальным успехом Шаляпин впервые выступил за рубежом, исполнив в 1901году в миланском театре «Ла Скала» партию Мефистофеля в опере «Мефистофель» Бойто (дирижёр – А. Тосканини; Фауст – Э. Карузо); последующие гастроли утвердили мировую славу русского певца. Шаляпин выступал в Риме (1904), Монте-Карло (1905), Оранже (Франция, 1905), Берлине (1907), Нью-Йорке и Париже (1908), Лондоне (1913–1914).

Несколько раз выезжал на гастроли за границу, из последней (весной 1922 г.) обратно не вернулся, хотя долго считал своё пребывание за рубежом временным.

За границей Шаляпин начинает свою многолетнюю неутомимую, почти безостановочную гастрольную деятельность. Он побывал во многих странах мира, в том числе в Англии, Америке и Канаде, а также в Китае, Японии и на Гавайских островах.

В 1932 году он снялся в одном из первых звуковых фильмов «Дон Кихот».

Фёдор Иванович награждён орденами Почётного легиона 3-х степеней. Первое награждение было подписано президентом Французской республики К.А. Фальером в 1908 году, после завершения дягилевского сезона в Париже. Следующее награждение – 2 ноября 1916 года по распоряжению президента Франции Р. Пуанкаре. Третий командорский крест Почётного легиона Шаляпин получил 30 июля 1933 года.

Всего в репертуаре певца было около оперных 70 партий и примерно 400 песен и романсов. За 1920–1930-е годы Шаляпин сделал приблизительно 300 грамзаписей.

В последние годы жизни Фёдор Иванович очень тосковал по России. Новых оперных партий он не пел, начал часто болеть, писал свои воспоминания «Маска и душа». Весной 1937 года у него обнаружилась лейкемия. И через год, 12 апреля 1938 года, Фёдора Ивановича не стало.

Перед смертью он мечтал быть похороненным на родине. Его желание осуществилось только 29 октября 1984 года, когда прах Шаляпина был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

 

Литература:

1. Луначарский А. В. О музыке и музыкальном театре: в 3-х томах. Т. 1. – М.: Музыка, 1981. – 431с.

2. Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина: в 2-х кн. Кн. 2 / сост. Ю. Котляров, В. Гармаш. – Л.: Музыка, 1985. – 312с.

3. Орлова Е. М. Лекции по истории музыки: учеб.пособие. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1979. – 383с.

4. Петровская И. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII – начала XX века. – М.: Музыка, 1983. – 215с.

5. Покровский Б. А. Путешествие в страну ОПЕРА. – М.: Современник. 1997. – 238с.

6. Ступель А. Русская мысль о музыке. 1895–1917. – Л.: Музыка, 1980. – 256с.

7. Самые знаменитые артисты России / автор-составитель С. В. Истомин. – М.: Вече, 2002. – 464с.

8. Шаляпин Ф. Страницы из моей жизни / вступит.статья, коммент. Ю. Котлярова. – Л.: Музыка, 1990. – 352с.

9. Шаляпин Ф. Маска и душа. – Париж, Современные записки, 1932. – 356с.

10. Шаляпин Ф. Повести о жизни. – Пермь, Кн. изд-во, 1978. – 429с.

11. Шаляпин Ф. Литературное наследство. Письма. Т. 1 / редактор-составитель Е. А. Грошева. – М.: Искусство, 1957. –865с.

12. Шаляпин Ф. Статьи. Высказывания. Воспоминания о Ф. И. Шаляпине. Т.2 / редактор-составитель Е. А. Грошева. – М.: Искусство, 1960. – 630с.

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы