«Легенда мировой литературы – Жорж Санд»

С 28 июня 2024 года в отделе иностранной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена книжная выставка, посвящённая 220-летию со дня рождения французской писательницы Жорж Санд.

Жорж Санд – французская писательница, творческое наследие которой пронизано темой любви. Громкую известность она приобрела своими романами, в них – страстный протест против семейной тирании над женщиной, горячая защита прав сердца и свободы любви, возвышенность чувств и настроений.

Жорж Санд наряду с Виктором Гюго, Александром Дюма и Эженом Сю представляет передовое течение французского романтизма.

Жорж Санд (Аврора Дюпен) родилась в Париже в 1804 году, детство и отрочество она провела в поместье своей бабушки Марии Дюпен в Ноане. С пятилетнего возраста Аврору Дюпен обучали французской грамматике, латинскому языку, арифметике, географии, истории и ботанике. Несколько лет Аврора провела в учебном заведении женского монастыря.

В 1831 году Аврора Дюдеван уехала в Париж, где познакомилась с писателем Жюлем Сандо. Совместно с Сандо она опубликовала несколько рассказов и роман «Роз и Бланш», в котором предстаёт монастырская жизнь, быт провинциальных дворян. Но это были лишь первые шаги на многотрудном пути литератора, большая жизнь во французской литературе была впереди. Победоносным вступлением в неё явился роман «Индиана», вышедший в свет под псевдонимом «Жорж Санд».

Русские читатели рано познакомились с творчеством Жорж Санд. Её первый роман в России был напечатан в 1833 году.

В ноябре 1832 года Жорж Санд опубликовала новый роман «Валентина». Здесь писательница демонстрирует своё замечательное мастерство живописца природы, проникновенного психолога, умеющего воссоздать полнокровные образы людей различных сословий.

Наряду с романами Жорж Санд написала несколько замечательных рассказов и повестей. Как и многие французские новеллисты XIX века, она в своём творчестве опиралась на богатые традиции национальной литературы, учитывая при этом предшественников и современников. А современники – это известные писатели Бальзак и Стендаль, Гюго и Нодье, Мериме и Мюссе, создатели ярких по социальной остроте и художественной форме образцов прозаического жанра.

В тридцатые годы Жорж Санд знакомится со многими видными поэтами, учёными, художниками. Большое влияние оказали на неё идеи утопического специалиста Пьера Леру и доктрины христианского социализма аббата Ламение. В это время широкое отражение в литературе получает тема Великой буржуазной революции XVIII столетия. Писательница воплотила в своём творчестве революционную проблему со свойственным ей постижением законов общественного развития.

Жорж Санд серьёзно изучала историю Французской революции 1789-1794 годов, прочла ряд исследований об этой эпохе. Суждения о положительной роли революции в наступательном движении человечества, улучшении нравов органично включены в роман «Мопра» и последующие – «Спиридион», «Графиня Рудольштадт».

В литературном наследии французской писательницы дилогия «Консуэло» и «Графиня Рудольштадт» и поныне остаётся главенствующим творением. Не утратив своей идейной и художественной ценности, эти романы популярны во многих странах мира.

В этот период выходит новый роман Жорж Санд «Мельник из Анжибо» (1845). В нём изображены провинциальные нравы, устои французской деревни, как они сложились в сороковые годы, в то время, когда исчезали дворянские усадьбы, а французские крестьяне, усердно трудясь, едва сводили концы с концами.

Следующий роман Жорж Санд «Грех господина Антуана» (1846) пользовался успехом не только во Франции, но и в России. Острота конфликтов, ряд реалистических образов, увлекательность сюжета – всё это привлекало внимание читателей. Вместе с тем роман давал обильную пищу для критиков, иронически воспринимавших «социалистические утопии» автора.

Смертельная болезнь застала Жорж Санд за работой. Она трудилась над последним романом «Альбина», которому не суждено было быть завершённым. Она скончалась 8 июня 1876 года и была похоронена на семейном кладбище в Ноанском парке.

Размышляя о значении своей деятельности для будущего, сама Жорж Санд говорила «В истории этого века каждому из нас принадлежит определённое место. Потомки же сохранят в своей памяти лишь великие имена. Но возбуждённое нами общественное негодование не умрёт в молчании вечности. На него откликнутся». История подтвердила это предвидение, Отклик возник. Романы и публицистические сочинения Жорж Санд, в которых билась живая революционная мысль эпохи, были восторженно восприняты выдающимися писателями и критиками России.

Литература, представленная на выставке:

  1. Завадовская С.Ю. Хрестоматия по французской литературе XIX века (на франц. яз.) Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и фак. иностр. яз. - Л.: «Просвещение», 1980. - 255 с.
  2. Моруа А. Жорж Санд / Пер.с франц. Е.С.Булгаковой.– Смоленск: Русич, 1999.- 560с.
  3. Помогаева А.Д. и Берлин И.С. Хрестоматия по французской литературе для учащихся VIII-X классов школ с преподаванием ряда предметов на фр.яз. Сост.: А.Д. Помогаева и И.С.Берлин. – М.: «Просвещение», 1972. – 455 с.
  4. Санд Ж. Она и он: Роман / Жорж Санд; (пер с франц. А. Тетеревниковой).- М.: ОЛМА Медиа групп, 2010. – 384 с.
  5. Санд Ж. Франсуа – Найденыш, Маленькая Фадетта на фр. языке. – М.: 1978. – 431 с.
  6. Санд Жорж. Индиана. Пер. с франц. А.Толстой. Валентина, Пер. с франц. Н. Жарковой. Махачкала: Даг. кн. Изд-во, 1988. – 512 с.
  7. Санд Жорж. Мопра. Повести и рассказы; Пер. с фр./Сост., вступ. ст. и прим. М. С.Трескунова; ил. В.П. Панова – М.: Правда, 1986. – 576 с.
  8. Санд Жорж. Сказки. / Пер с фран. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1992.- 608 с.
  9. Трескунов М. Жорж Санд. Критико-библиографический очерк. - Л.: «Худож. лит.», 1976. - 248 с.

Отдел иностранной литературы