«Классик барокко»

В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована выставка «Классик барокко» , посвящённая 445-летию со дня рождения итальянского художника Микеланджело Караваджо.

Караваджо – один из крупнейших итальянских живописцев XVII века, родоначальник реалистического направления в искусстве. Влияние Караваджо в той или иной мере сказалось во многих художественных центрах Италии и вышло далеко за её пределы. Творчество художника имело большое значение для развития живописи.

Искусство Караваджо явилось освежающей струёй в обстановке господства позднего маньеризма. Художнику принадлежит решающая роль в преодолении этого устаревшего художественного стиля в обновлении живописии её развития.

Ещё при жизни художник завоевал большую популярность, был высоко ценим многими живописцами, знатоками искусства и меценатами.

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо, родился в 1573 году местечке Караваджо (Ломбардия). Художественное образование он получил в Милане в мастерской живописца Симоне Петерцано. В 1590 году юный художник отправился в Рим, где после нескольких лет нужды и страданий приобрёл наконец известность и завоевал признание. В Риме Караваджо создал свои лучшие произведения.

Он часто избирал религиозные темы. Удивительно смелая трактовка библейских персонажей принесла ему скандальную известность.Суровый реализм Караваджо не был понят современниками, вызывал нападки со стороны духовенства и официальных лиц. Но художник всю жизнь сохранял верность своим убеждениям, внутреннюю независимость, упорство в достижении цели. Две картины, написанные для Римской церкви Сан-Луиджидеи Франчези: «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», отмечают переломный момент в творчестве Караваджо.

Реализм Караваджо – нечто большее, чем просто подражание природе. Это понимание психологии человека и точная передача света и формы.

Главное в произведениях Караваджо – характерные типажи людей. Живописец утверждал превосходство непосредственного воспроизведения окружающего мира, простоту и естественность повседневного («Юноша с лютней», 1595 г.).

Человек неистового темперамента, он усугублял своё положение вспыльчивостью. После того как во время игры в мяч он убил своего противника, Караваджо бежал из Рима. Будучи вынужденным покинуть Рим в 1606 году, он провёл на юге Италии, в Неаполе и Палермо, несколько лет.В этих городах он создал ряд прекрасных произведений. Картины Караваджо оказались близкими и понятными неаполитанцам и привлекли много приверженцев его течения.

Последние годы его жизни прошли в скитаниях. Умер Караваджо 8 июля 1610 г. в Порто Эрколе (Великое герцогство Тосканское, ныне в Центральной Италии).

Список литературы:

1. Всеволожская, С. Н. Картины Караваджо и его школы в Эрмитаже [Текст] / С. Н. Всеволожская. – Л.: Аврора, 1970. – 50 с.: ил.

2. Знамеровская, Т. Микеланджело да Караваджо 1573–1610 [Текст]: Живопись,скульптура, графика. Монографии / Т. Знамеровская. – М.: Искусство, 1955. – 137 с.: цв.ил.

3. Искусство Италии[Текст]: Живопись. Скульптура. Архитектура. X–XX в. / под ред. Глория Фосси. – М.: Белый город, 2001. – 429 с.: цв.ил., портр.

4. Караваджо и караваджисты [Текст] / сост. С. Н. Всеволожская. – Л.: Аврора, 1973. – 55 с.: ил.

5. Камминг, Роберт. Художники [Текст]: Жизнь и творчество 50 знаменитых живописцев / Р. Камминг; гл. ред. Е. Мирская; пер. с англ. А. Богдановского. – Лондон; Нью-Йорк; Сидней; Дели; Париж; Мюнхен; Москва: Дорлинг Киндерсли; Слово/Slovo, 2000. – 112 с.: ил. (Домашний музей).

6. Легенды мировой живописи. Мастера живописи XIII–XX веков [Текст] / Авт.-сост. В.Н. Сингаевский. – М.: АСТ, 2009. – 320 с.: цв. ил.

7. Лонги, Роберто. От Чимабуэ до Моранди [Текст]: монография / Р. Лонги; сост. А. Б. Махова; пер. Г. П. Смирнов; авт. послесл. М. В. Алпатов; ред. Ю. А. Козловский. – М.: Радуга, 1984. – 400 с.: ил.

8.  Микеланджело да Караваджо [Текст] / авт., сост. С. Всеволожская. – М.: Изобразительное искусство, 1960. – 46 с.: ил.

9. Райнов, Богомил. Волшебный фонарь [Текст]: Перевод с болгарского / Б. Райнов; пер. с болгарского Е. Фалькович; авт. предисл. Е. Львова; общ.ред. Г. Конечная; ред. З. Петрова. – М.: Радуга, 1986. – 511 с.: ил.

Отдел литературы по искусству