«Кавказ в произведениях русских художников»

В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована тематическая выставка «Кавказ в произведениях русских художников».

Русскими художниками на Кавказе было создано много живописных и графических произведений. Экзотика и обаяние Кавказа были настолько велики, что даже художники-дилетанты не могли отказаться от того, чтобы в меру своих способностей запечатлевать виды природы, портреты горцев и батальные сцены. Всё здесь дышало романтикой, и окружающая действительность сама заставляла взяться за перо или кисть, чтобы запечатлеть неповторимость момента и передать свои ощущения другим людям.

Замечательного художника князя Г. Гагарина можно назвать первооткрывателем Кавказа в русском искусстве. Гагарин был далёк от традиционного направления официальной батальной живописи. Он достигал правды в передаче событий. Зарисовки Гагарина в то время не были в выставочных залах, их первыми зрителями и ценителями были свидетели событий, изображённых художником.

Франц Рубо – автор ряда известных картин о Кавказской войне. Показав в кавказской серии общечеловеческую трагедию, всю нелепость войн и несокрушимость духа людей, отстаивающих свою свободу и родину, Ф. Рубо занял почётное место в мировой батальной живописи.

Особое место в искусстве занимают работы В. В. Верещагина (1842—1904). Первые работы, выполненные Верещагиным на Кавказе в середине 1860-х годов, носили этнографически-жанровый характер. Несколько раз побывав на Кавказе, художник создал множество живописных и графических работ, посвящённых этому краю. Василий Васильевич рисовал бытовые сцены и виды Кавказа, которые публиковались во французском журнале Le Tour de Moude и в русском «Всемирном путешественнике».

Знаменитый русский художник Иван Константинович Айвазовский был непосредственным свидетелем участия сил Черноморского флота в Кавказской войне. Набросок рисунка, испачканного кровью раненого черкеса, бережно хранил он всю жизнь как память о пережитом.  Айвазовский в своём творчестве неоднократно возвращался к теме Кавказа и войны. Художник написал такие работы, как «Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны», «Цепи Кавказских гор. Вид с Каранайских гор на Темир-Хан-Шуру и Каспийское море».

Архип Иванович Куинджи (1842—1910) являлся учеником школы профессора Айвазовского. В наследии Куинджи много работ, посвящённых теме гор: «Снежные вершины гор Кавказа», «Эльбрус. Лунная ночь» и многие другие.

Многие годы связывают художника Евгения Евгеньевича Лансере с Кавказом, и с Дагестаном в том числе. Любовь к Кавказу была воспринята им от отца, скульптора Евгения Александровича Лансере (1848—1886). В Дагестане он провёл 17 богатых событиями лет, не только работая над иллюстрациями к произведениям Л. Н. Толстого, но и постигая красоту природы и традиционную культуру этих мест. Запечатлевая памятники архитектуры, древние дома и их интерьеры, традиционные костюмы и посуду, он сохранял для потомков то, что вскоре станет исчезать.

Среди русских художников, имена которых связаны с Кавказом, особое место занимает Н. А. Ярошенко – известный передвижник. Заслуга Ярошенко заключалась в том, что в обращении к кавказскому пейзажу он был, по сути, первым из художников, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок, в чьём творчестве последовательная работа с натуры достигала серьёзных и значительных результатов в решении непростой задачи – отхода от традиционного литературного восприятия природы Кавказа.

Ярошенко проявлял свойственные ему честность и верность жизненной правде. Проделанная за два десятилетия работа над натурными этюдами дала такое разнообразие пейзажей, посвящённых горным ландшафтам, которого до Ярошенко не знало русское искусство.

Александр Осипович Орловский (1777–1832) был одним из самых популярных художников России первой трети XIX в. Любопытной по своему этнографическому колориту является картина А. О. Орловского «Кавказский всадник». Александр Осипович любил Кавказ, с уважением относился к его жителям. Часто он выходил из дома в одежде горца – в папахе и с кинжалом. Он был высокого роста, смуглый, черноглазый, и этот наряд ему очень шёл. Свой автопортрет художник исполнил тоже в необычной форме, представ перед публикой в черкесском костюме («Автопортрет в черкесском наряде»). В своём автопортрете Орловский изобразил себя в коричневом бешмете с нашитыми на нём патронами, в меховой папахе с эфесом сабли.

Рувим Мазель – известный российский художник, который по праву считается основоположником профессионального изобразительного искусства Туркмении. В 1935—1938 гг. он четырежды посещал Дагестан, который показался ему «сказочной страною», и выполнил здесь серию акварельных и графических работ, наибольшая часть из которых хранится в ДМИИ им. П. С. Гамзатовой.

Огромный вклад в развитие и сохранение дагестанской культуры внёс Николай Андреевич Лаков. В 1930—1940 годы он создал замечательный цикл работ: «На рыбных промыслах Дагестана», «Поездки по колхозам Дагестана» и др.

В 1958—1962 годах Николай Лаков работает главным художником ансамбля «Лезгинка» и создаёт для него эскизы танцевальных костюмов, а также графическую серию «Танцы народов Дагестана».  

Ещё более активно посещали Дагестан российские художники в послевоенные годы.

В течение нескольких лет, в 1959—1962 гг., российские художники И. В. Сорокин и В. Е. Цигаль посещали Дагестан, где в селениях Кубачи и Балхар создали великолепные серии произведений.

Клара Филипповна Власова (1926) на протяжении многих лет регулярно приезжала и работала в Дагестане, создавая и запечатлевая образ своего и нашего Дагестана.

В дагестанском селении Чох, ставшем местом её художественного паломничества, она приобрела дом, в который продолжает приезжать и работать.

Россия часто становилась второй и, если можно так сказать, главной родиной для многих иностранцев. Именно таким гражданином России, приняв её гражданство, стал сын неаполитанского вице-консула Лев Феликсович Лагорио.

Лев Лагорио родился в г. Феодосии. Общее образование получил в феодосийской гимназии. Десяти лет он уже рисовал морские виды и корабли, развалины, горы, просто пейзажи.

В это время происходит знаменательное событие – приезд в Крым Айвазовского. Лагорио ещё в детстве был потрясён работами И. К. Айвазовского и, начиная с 1840 г., всю свою жизнь посвящает морскому пейзажу – марине.
Основной раздел творчества Лагорио – морской пейзаж, в котором особое значение он придавал передаче освещения и воздушной перспективе.

Список литературы:

1. Боровский, А. Евгений Евгеньевич Лансере [Текст] / А. Боровский; ред. А. Н. Тырса. – Л.: Художник РСФСР, 1975. – 55 с.: ил.

2. Власова  К. Ф.  Живопись. [Каталог выставки] / сост. Н. Т. Камразе. – М.: Советский художник, 1981. – 20 с.: ил.

3. Дагестан глазами русских художников [Текст]. – Махачкала: [б. и.], 2013. – 130 с.: ил.

4. Дагестан глазами Евгения Лансере. К 200-летию вхождения Дагестана в состав Российского государства [Текст]: [каталог выставки]. – М.: Издательский дом Руденцовых, 2013. – 239 с.: ил.

5. Дагирова, Дж. Ахульго, Дагестан, Кавказ в творчестве Ф. Рубо [Текст]: – Каталог историко-художественного выставочного проекта, посвящённого 120-летию первой русской панорамы «Штурм аула Ахульго» и 55-летию её автора – художника Франца Рубо / Дж. Дагирова; Министерство культуры РД, ГУ «Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой». – Махачкала: [б. и.], 2012. – 119 с.: фот. цв.

6. Корнилов, А. В. Григорий Гагарин [Текст]: Творческий путь: От романтизма к русско-византийскому стилю / А. В. Корнилов. – М.: Искусство, 2001. – 256 с.: ил.

7. Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко, г. Кисловодск [Текст]. – М.: Белый город, 2003. – 64 с.: цв. ил.; 32 см. – (Сокровища русского искусства).

8. Рувим Мазель в Дагестане [Текст] / Министерство культуры Республики Дагестан, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, Государственный музей искусства народов Востока; составитель С. Р. Гамзатова / Махачкала: Лотос, 2012. – 38 с.: цв. ил.

9. Секлюцкий, В. В. Ярошенко [Текст] / В. В. Секлюцкий. – Ставрополь: Книжное издательство, 1979. – 149 с.: фот.

10. Художник Николай Лаков [Текст]: От советского авангарда до соцреализма / Министерство культуры РД, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой. – Москва – Махачкала: Дагестанский писатель, 2017. – 224 с.: цв. ил.

11. Цигаль, В. В Дагестане [Текст]: Иллюстрации и текст / В. Цигаль. – М.: Советский художник, 1963. – 64 с.: цв. ил.

Отдел литературы по искусству