С 15 октября 2024 года в отделе обслуживания универсального читального зала Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова вниманию читателей представлен календарь знаменательных дат на октябрь 2024 года.
15 октября – 180 лет со дня рождения немецкого философа Фридриха Ницше (1844—1990)
Фридрих Вильгельм Ницше (1844—1900) был родом из Германии, из местечка Рёккен. Его отец – лютеранский пастор Карл Людвиг Ницше – умер, когда мальчику было 5 лет. Мать самостоятельно воспитывала Фридриха и его сестру Элизабет. Позже семья переехала в Наумбург, поближе к родственникам. С 1858 года будущий великий философ учился в гимназии Пфорта. С ранних лет он проявил незаурядные способности.
Ницше изучал филологию сначала в Боннском, а позже в Лейпцигском университете, однако удовлетворения деятельность ему не приносила. Студентом Ницше познакомился с трудами Шопенгауэра. Так он увлёкся философией. Ещё до окончания университета Ницше был приглашён преподавать классическую филологию в Базельский университет. Там он познакомился с композитором Вагнером, что оказало на философа большое влияние. Однако их дружба длилась недолго. В 1872 году Вагнер уехал в Байройт и сильно изменил взгляды на жизнь. Он стал больше внимания обращать на мнение публики, и это не понравилось Фридриху. Так завершилась их дружба и начальный период творчества Ницше, который обычно называют романтическим. После ссоры с Вагнером философ увлекается естественными науками, этот этап именуется позитивистским.
Во время Франко-Прусской войны 1870 года Ницше служил санитаром, что сильно подорвало его и без того слабое здоровье. В связи с болезнью он оставил преподавательскую деятельность в 1879 году. С этого времени философ постоянно боролся с недугом, продолжая, несмотря ни на что, писать книги. В зрелом возрасте (в так называемый ницшеанский период) формируется окончательно его философская концепция. К этому времени относятся и лучшие произведения Ницше, ключевым из которых является роман «Так говорил Заратустра». В нём философ сформулировал мысль о сверхчеловеке.
Умер Ницше в городе Веймар в 1900 году. Похоронен знаменитый философ в одной из старинных церквей.
Литература, представленная на выставке:
1. Ницше Фридрих. Так говорил Заратустра / Фридрих Ницше. – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 302 с.
2. Ницше Ф. Воля к власти / Ф. Ницше. – Москва: Эксмо: Харьков; Фалио, 2003. – 864 с.
3. Ницше Ф. Утренняя заря / Ф. Ницше. – СПб: Издательская группа «Лениздат», 2014. – 416 с.
24 октября – День Организации Объединённых Наций
Организация Объединённых Наций – крупнейшая международная межгосударственная организация, созданная в 1945 году представителями 51 страны для поддержания и укрепления международного мира и обеспечения коллективной безопасности, развития международного сотрудничества и содействия глобальному социально-экономическому прогрессу. ООН представляет собой глобальный форум, который позволяет государствам высказывать свою точку зрения по широкому ряду вопросов, а также обеспечивает коллективный механизм урегулирования международных конфликтов, споров или проблем и предоставляет коллективные средства для решения наиболее важных вопросов, стоящих перед человечеством. В рамках этого форума все государства-члены ООН, вне зависимости от своего размера, экономического развития и политических систем, имеют право выразить своё мнение и принять участие в голосовании в рамках этого процесса.
ООН является организацией независимых государств, которые добровольно вступают в Организацию, принимая на себя обязательства, содержащиеся в Уставе ООН. Этот Устав представляет собой международный договор, отражающий основные принципы международных отношений. При этом Устав ООН ни в коей мере не даёт Организации права вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
Литература, представленная на выставке:
1. Фёдоров В. Н. Организация Объединённых Наций / В. Н. Фёдоров. – Москва: Логос, 2007. – 944 с.
2. Основные сведения об Организации Объединённых Наций: Справочник. – Москва: Международные отношения, 1991. – 256 с.
28 октября – 555 лет со дня рождения нидерландского философа, писателя Эразма Роттердамского (1469—1536)
Эразм Роттердамский – известный европейский философ, учёный и гуманист Северного Возрождения. Поклонники его творчества звали исследователя «князем гуманистов». В числе заслуг Роттердамского изучение религиозных текстов с научной позиции, трактовка богословия, а также педагогические заветы.
Эразм Роттердамский родился 28 октября 1469 года, хотя некоторые источники указывают 1466-й и 1467-й как возможные годы появления мальчика на свет. Его родиной стала Гауда, располагающаяся неподалеку от Роттердама. Поэтому его фамилия – это скорее прозвище, обозначающее место проживания философа.
Эразм оказался незаконнорождённым ребёнком служанки и сына достопочтенных бюргеров, которому прочили карьеру священнослужителя и не дали жениться на любимой. Эразм воспитывался матерью под именем Гергард. Позднее в переводе с латинского языка его имя стали озвучивать как Дезидерий Эразм.
Мальчик испытывал тягу к знаниям. Поначалу он был учеником простой школы в Гауде, а затем школы Герта Грота, располагавшейся в Девентере. Основным профилем во втором учебном заведении была древняя литература. Эразм остался сиротой в 13 лет. Его родители оказались жертвами чумы, а юношу отправили в монастырь. Родственники со стороны отца не проявляли интереса к нему, поэтому на перспективы можно было не рассчитывать.
С 1486 по 1492 годы молодой человек жил в обители монахов-августинцев, где принял сан. Он посвящал обучению все свободное время, погружаясь в чтение книг, совершенствуясь в латыни и древнегреческом языке, познавая азы ораторского мастерства. Успехи юноши не остались без внимания, и он получил пост секретаря епископа французского города Камбре.
С 1493 по 1499 годы Роттердамский жил в Париже, где свел знакомство с лордом Маунтджоем. В совместном путешествии с высокопоставленной особой в Лондоне Эразм был представлен Томасу Мору, Джону Фишеру и Джону Колету. Новые знакомства положили начало продолжительной дружбе философов. В этот же период состоялся первый променад с британским королём Генрихом VIII.
Эразм постоянно путешествовал между Нидерландами, Британией, Францией и Италией. В Турине он получил диплом доктора богословия и был радушно принят Папой Римским. В Оксфорде в 1506 году философа пригласили к преподавательской деятельности, но он отдал предпочтение Кембриджу, сделавшему похожее предложение. Выбор был сделан исходя из того, что в последнем преподавал приятель Джон Фишер.
Эразм Роттердамский стал педагогом древнегреческого языка и учил студентов богословию. Для занятий он самостоятельно перевёл и истолковал Новый Завет. В этом заключалось новаторство исследователя, раскритиковавшего привычный подход к религиозному тексту. В 1511 году Роттердамского назначили профессором Кембриджа, а спустя два года он уехал в Германию. Затем последовали визиты в Великобританию и Швейцарию, где по протекции Карла Испанского философ стал советником короля. Учёный продолжал привычную работу и неустанно путешествовал.
Отдельное место в истории гуманизма занимает вклад Эразма Роттердамского. Он обладал безупречной репутацией и авторитетом в обществе. Единственным человеком, удостоившимся такой же славы, был Вольтер, чьи произведения находились на пике популярности во 2-й половине XVIII века. Слава Роттердамского гремела на всю Европу.
Он состоял в переписке с правителями разных стран, папами и кардиналами, поддерживал добрые отношения с государственными мужами. Благодаря расположению сильных мира сего он мог стать кардиналом, получать пенсию от баварского правительства в случае предпочтения Нюрнберга для постоянного места жительства.
Авторитет Роттердамского был велик: к нему приходили за советом высокопоставленные чиновники и управленцы. Он отвечал на вопросы научного, политического и философского характера. Как истинный гуманист, Эразм Роттердамский придерживался идей о научном духе, радеющем за исследования и истинное знание.
Первые книги автора увидели свет в Париже. Дебютное произведение под названием «Adagia» представляло собой компиляцию афоризмов и поучительных историй, прототипом которых послужили труды древних писателей. В 1501 году Эразм создал религиозно-этический трактат «Оружие христианского воина», опубликованный в 1504-м. Философию духовного самосовершенствования он ставил превыше традиционных обрядов.
В путешествии по Великобритании был создан труд под названием «Похвала глупости», содержащий критические мысли относительно схоластического богословия эпохи Средневековья. В нём мыслитель рассуждает о свершениях человечества и его ошибках, повторяющихся циклично, предрассудках и пороках, актуальных в любое время. Книгу переиздавали 40 раз при жизни автора. Она переведена на популярные языки мира.
Роттердамский обладал прекрасным чувством юмора, эрудицией и оптимизмом, поэтому свою веру в человека, готового бороться с собственным несовершенством, писатель отстаивал. В творчестве Эразм Роттердамский сочетал принципы философа с привычками учёного и талантом писателя. Современники звали его «европейский оракул», так как деятельность и взгляды мыслителя серьёзно влияли на мировоззрение человека в XVI веке.
В 1515 году вышла книга «Наставление христианского государя», а в 1516-м – «Жалоба мира», описывающие позицию мыслителя относительно завоевательных войн и пацифистских идей. В труде «О свободе воли» автор выступал против Реформации. Эразм Роттердамский прославлял гуманизм в различных направлениях. Он проявлял себя в качестве филолога, собирая, переводя и истолковывая произведения Еврипида, Лукиана и других древнегреческих авторов.
Исследователь также изучал фонетику языка, которая легла в основу науки о лингвистике Древней Греции. Богослов изучал Евангелие, толкуя его в смелом ключе. Он выдвигал критические предположения, не зная о том, что из них возникнет протестантское движение христианства. Ещё одним направлением для развития мыслителя была педагогика. «Разговоры запросто», готовившиеся с 1518 по 1533 годы, входят в число самых популярных книг в этой области.
Роттердамский верил, что на развитие личности человека влияет воспитание, которое предполагает интеллектуальное развитие, заложение основ нравственности и формирование религиозных взглядов.
Физиологическое развитие – немаловажный сопровождающий фактор. Главная цель воспитания – раскрыть потенциал подопечного, уважая и помня, что каждый индивид несёт ответственность за поступки. Эразм пропагандировал уважение и заботу о детях, дискредитируя насилие и телесное воздействие. Он также продвигал идею о необходимости обязательного образования для каждого.
Эразм Роттердамский вёл образ жизни, подходящий священнослужителю. Он не участвовал в любовных интригах и имел безупречную репутацию в отношении общения с противоположным полом. У философа не было жены и детей, а всю его личную жизнь составляли путешествия и научные труды. Исследователи, описывающие биографию мыслителя, не находят ни одного компрометирующего доказательства. Никто из приятелей Эразма не делился интригующими подробностями личной жизни философа, так как их попросту не было.
Эразм Роттердамский скончался 12 июля 1536 года. Причиной смерти стала дизентерия. Его последним пристанищем оказался кафедральный собор Базеля, находящийся на Соборной площади в сердце города. В 1538 году на могиле философа установили памятник из красного известняка.
Мыслитель ушёл в иной мир, закрепив за собой славу главы гуманизма. В наследство после себя он оставил обширную библиотеку и дорогостоящее имущество. В Базеле сегодня находится университет, где существует Эразмовская стипендия.
Литература, представленная на выставке:
1. Эразм Роттердамский. Похвала глупости / Роттердамский Эразм. – Москва: Советская Россия, 1991. – 464 с.
2. Эразм Роттердамский. Воспитание христианского государя / Роттердамский Эразм. – Москва: Мысль, 2001. – 365 с.
3. Эразм Роттердамский. Иоан секунд / Роттердамский Эразм. – Москва: Наука, 1983. – 318 с.
Отдел обслуживания универсального читального зала