Календарь знаменательных дат на март 2024 года

Со 2 марта 2024 года в отделе обслуживания универсального читального зала Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлен календарь знаменательных дат на март 2024 года.

2 марта – 200 лет со дня рождения русского педагога, писателя Константина Дмитриевича Ушинского (1824 - 1870).

Константин Дмитриевич Ушинский – русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России.

В 1840 году Ушинский, закончив гимназию, поступил на юридический факультет Московского университета, где преподавали блестящие преподаватели своего времени

В 1846 году Ушинский приступил к работе в ярославском Демидовском лицее. Однако молодой преподаватель с либеральными взглядами на учебный процесс не смог найти общий язык с руководством лицея, и был вынужден уйти с должности.

В 1854 году Ушинский поступил на службу в Гатчинский Сиротский институт, где преподавал русскую словесность, а спустя время был назначен инспектором классов.

В 1859 году Константин Ушинский был приглашен на должность инспектора классов в Смольный институт. Он сразу с большим энтузиазмом принялся заниматься нововведениями: ввел практику проведения педагогических совещаний, создал класс для подготовки будущих воспитательниц, но самое главное – искоренил разделение учениц на мещан и благородных.

Вернувшись в Россию после длительного путешествия, Ушинский принялся работать над своей главной книгой – «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Он успел написать два тома, а третий так и остался незаконченным.

В биографии Ушинского было место и общественной деятельности, к которой педагог пристрастился на склоне лет. Кроме того, Константин Дмитриевич продолжал много писать. Среди его последних работ – статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников.

После трагической гибели старшего сына Ушинский решил переехать жить с семьей в Киев. Но прежде ему необходимо было отправиться на лечение в Крым. По дороге Константин Дмитриевич сильно простудился, и умер 22 декабря 1870 (3 января 1871) года в Одессе.

Ушинский внес огромный вклад в развитие педагогической деятельности в России, и после смерти его именем были названы многие учебные заведения в стране.

Литература, представленная на выставке:

1. Ушинский К.Д.  Избранные педагогические сочинения в двух томах. Том первый. Теоретические проблемы педагогики / К.Д. Ушинский .- Москва: изд. Педагогика, 1974.- 584с.

2. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах. Том второй. Проблемы русской школы / К.Д. Ушинский. -  Москва: изд. Педагогика, 1974. - 436с.

3. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в шести томах. Том первый / Сост. С.Ф. Егоров. - Москва: изд. Педагогика, 1988. -416с.

4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения / Сост. Н.А. Сундуков.- Москва: изд. Просвещение, 1968.-557с.

 

6 марта - 150 лет со дня рождения русского религиозного философа Николая Александровича Бердяева (1874–1948).

Николай Александрович — самый известный русский философ, почти все его книги переведены на иностранные языки. На Западе о многих  сторонах российской общественной жизни судили именно по его работам. До сих пор его труды  вызывают жаркие споры, кто-то яростно критикует их, кто-то восхищается, но равнодушных не остаётся.

Николай Александрович Бердяев родился 6(18) марта1874 года в имении Обухово, Киевской губернии, в дворянской семье. Будущий философ начал приобщаться к науке и культуре в Киевском кадетском корпусе, а затем учился в Киевском университете на естественном и юридическом факультетах. В 1897-м за участие в студенческих беспорядках ыл арестован и вскоре, после второго ареста, отчислен и отправлен в ссылку в Вологду, а затем в Житомир.

В 1900-м Николай попал под полицейский надзор и был выслан на проживание под Вологду. Здесь начинающий мыслитель работал над своим первым философским трудом под названием «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии». Автором предисловия к этой книге стал известный историк и политический деятель Петр Струве. Академик создал общественно-политическую организацию «Союз освобождения», куда вскоре вступил Николай Бердяев со своими единомышленниками.

Ранняя биография Бердяева была полна поисков себя: вступая в революционные сообщества, он порой переходил из крайности в крайность. Для молодых людей тех лет это было непростое, но безумно интересное и насыщенное событиями время. Начинающий философ стал непосредственным участником и одним из идеологов процесса, получившего название «Русский ренессанс начала 20-го века».

В своих философских работах Бердяев критиковал, а порой даже отрицал рационализм и теологию. По мнению автора, эти устаревшие концепции имеют разрушительное воздействие на личность, а ведь именно в свободе личности заключается полноценное существование.

Николай Александрович объяснял отличие личности от индивидуума. Философ писал, что личность – это понятие этическое, духовное, а индивидуум – явление природное. Над человеческой личностью не властны ни природа, ни церковь, ни государство. Свободе Бердяев придавал первостепенное значение, считал, что она должна быть независимой от божественного. Когда же нарушается «божественная иерархия бытия», неминуемо рождается зло.

На заре философской деятельности Бердяеву были близки идеи Карла Маркса. В более зрелом возрасте мыслитель стал глубже изучать идеи коммунизма для российских условий. В работе «Истоки и смысл русского коммунизма» автор выразил мысль, что одним марксизмом в столь грандиозном деле не обойтись.

Книга «Русская идея» — это размышления Николая Александровича о загадочной русской душе. В этом руде Бердяев не обошелся без исторических параллелей, острых афоризмов ярких аллегорий и образов. В произведение включено множество примеров из прошлых веков и настоящего для автора времени.

В 1922 году Николая Бердяева выслали из страны. В 1925 – 1940 годах был редактором журнала «Путь. Орган русской религиозной мысли», в 1930 – 1935 годах Николай Бердяев был одним из основателей Лиги православной культуры. В период с 1942-го по 1948 годы Николай Бердяев семь раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

У Бердяева нет своей цельной философской системы, так как сам философ не верил в её существование и целесообразность. Также в своих работах он не любил следовать строгой философской терминологии, не считая её первостепенно важной. Свой путь Николай Александрович начинал с симпатий идеям марксизма. Но отойдя от политики и перейдя к идее свободы в духе религиозного  экзистенциализма, он находит своё призвание как духовный философ. Все работы Бердяева тесно соприкасаются с христианством.

Во главе своей работы Бердяев ставил коренные вопросы о жизни и смерти, о Боге, о свободе и творчестве, а также об особой роли России в истории. Также ему удалось разработать философию персонализма, этику, социологию и философию истории.

Знаменитый русский мыслитель скончался 23 марта 1948 года в небольшом городке Кламар неподалеку от Парижа.

Будучи сторонником подходов Шопенгауэра и Канта, русский мыслитель Николай Бердяев в своих трудах выступал за личностную свободу и отвергал избранность. Будучи глубоко верующим человеком, он говорил о коммунизме и фашизме, как о явлениях, предполагающих отсутствие моральных и религиозных принципов. Философские принципы Николая Александровича остаются актуальными и в современном мире: цитаты из его книг включил в одно из ежегодных посланий парламенту российский президент.

Литература, представленная на выставке:

  1. Бердяев Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. - Москва: Канон, 2002 .- 448с.
  2. Бердяев Н.А. Опыты философские / Н.А. Бердяев.- Москва: Канон, 2002.- 643с.
  3. Бердяев Н.А. Русская идея / Н.А. Бердяев. - Москва: «Сварог», 1997.-526с.
  4. Бердяев Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. - Москва: «ДЭМ», 1990.-332с.

Отдел обслуживания универсального читального зала