В отделе редких книг Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова с 30 ноября 2024 года экспонируется выставка «Издания особого полиграфического исполнения».
Издания особого полиграфического исполнения — это книги с особым художественным оформлением и полиграфическим исполнением, например, в коже, с металлическими накладками, шёлковыми ляссе и золочёными обрезами.
Также к таким изданиям относятся библиофильские книги, выпускаемые ограниченным тиражом и предназначенные для библиофилов и коллекционеров. Они отличаются от изданий массового характера издательско-полиграфической формой, художественным решением текста, необычным переплётом, а также нумерацией экземпляров.
История изданий особого полиграфического исполнения включает в себя различные периоды и явления.
В Древнем мире главным элементом художественного оформления книги был переплёт. Для обтягивания переплётных крышек использовались разнообразные сорта кожи: пергамент, марокен, сафьян, замша, велюр, зачастую раскрашенные в различные цвета. В Средние века с развитием книжной торговли ещё большее внимание стало уделяться внешнему облику книг. На переплётах посредством тиснения или вырезания рисунков на коже стали изображать сюжетные картинки, человеческие фигуры, растительный и декоративный орнамент. Особой роскошью отличались оклады (выполненные в драгоценном металле переплёты книги) богослужебных книг, подарочные и владельческие переплёты. Для их украшения применяли бисер, слоновую кость, драгоценные камни, золото, серебро и многоцветную эмаль. В эпоху Возрождения для оформления книг в зависимости от их содержания и предназначения использовался целый арсенал способов и приёмов: блинтовое (бескрасочное) и золотое тиснение, нанесённое на кожу с помощью нагретых металлических штампов, инкрустация (сочетание кож разного цвета для создания узора), шрифтовые надписи. Новацией в переплётном искусстве этого времени стало использование картона в качестве переплётных крышек, декорирование, раскраска в жёлтые, зелёные и красные цвета и золочение обреза, на который выносилось название книги.
В начале XIX века в Европе появились библиофильские издания, выпускаемые ограниченным тиражом и предназначенные для библиофилов и коллекционеров. В России издания библиофильского типа появились в середине XVIII века. Их появление и распространение было тесно связано с общим развитием культуры, образования, книжного дела, формированием крупных книжных коллекций в среде высших слоёв русского дворянства.
На выставке представлены издания - образцы полиграфического искусства XIX - XXI вв. В ряду отечественных изданий можно выделить «Избранные сочинения» М.Ю. Лермонтова в 2 томах 2014 года. Двухтомное издание облачено в твердый элегантный переплет из красной шагреневой кожи ручной выделки с золотым тиснением, украшают переплеты обоих томов данного издания бронзовые барельефы М.Ю. Лермонтова. Оба тома помещены в подарочный футляр.
«Книги для гурманов. Библиофильские издания конца XIX - начала XX века» М.В. Сеславинского 2010 года. Библиофильскими принято называть издания, отпечатанные ограниченным тиражом и предназначенные для библиофилов и коллекционеров, они отличаются от изданий массового характера своей издательско-полиграфической формой (оригинальным форматом, сортом бумаги, художественным решением текста, необычным переплетом). В альбоме представлена деятельность ряда российских издательств и мастеров книжной графики конца XIX – начала ХХ века. Книги представлены из личного собрания М.В. Сеславинского. Альбом обращен к любителям изящных изданий Серебряного века.
Роскошное подарочное издание «Волшебные сказки» Ш. Перро 2012 года, перепечатанное с оригинала 1867 года. Перевод с французского Ивана Сергеевича Тургенева, иллюстрации гениального художника Густава Дорэ. Издание книгопродавца и типографа М.О. Вольфа, с дарственной надписью издателя, с тканевым форзацем и оригинальным переплетом. Оригинал хранится в Российской Государственной Библиотеке. Сказки Перро пользуются особенной популярностью в Европе. Несмотря на свою несколько щепетильную, старофранцузскую грацию, сказки Перро заслуживают почетное место в детской литературе. Они веселы, занимательны, непринужденны в них есть именно та смесь непонятно – чудесного и обыденно – простого, возвышенного и забавного, которая составляет отличительный признак настоящего сказочного вымысла.
Литературно–художественное издание «Приключения барона Мюнхгаузена» 2017 года, с дарственной надписью издательского дома. Переплет издания выполнен золотым тиснением, внутренний блок из мелованной бумаги. Произведение напечатано по французскому изданию Шарля Фюрна, к которому Гюстав Доре создал цикл иллюстраций, включавший 118 рисунков в тексте и 29 отдельных полосных иллюстраций. Текст в переводе Е. И. Песковской, сделанный для издания М. О. Вольфа, наиболее близкий к оригиналу немецкого издания 1786 года. В двух этих изданиях настолько реалистичные и роскошные иллюстрации, читающий их погрузится «с головой» в сказочный мир и получит огромное эстетическое удовольствие.
Представленные на экспозиции издания, не только образцы искусства полиграфического оформления, но и прекрасные работы иллюстраторов, художников и фотографов XIX – XXI вв. Кроме отечественных изданий можно увидеть экземпляры из иностранной коллекции. Миниатюрные издания и книги большого формата; переплёты кожаные, бумажные, тканевые, составные, цельные, с тиснением; обложка, суперобложка, футляр; обрезы золочёные, крапчатые, мраморные, тонированные, торшонированные, украшения; металлические накладки, шёлковые ляссе, форзацы и иллюстрации – все это богатство книжной полиграфии можно лицезреть на выставке в Национальной библиотеки РД.
Добро пожаловать в отдел редких книг!