«Из династии передвижников: Константин Маковский»

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы подготовил выставку, посвящённую 180-летию со дня рождения знаменитого художника Константина Маковского.

Константин Егорович Маковский (1839—1915) – русский художник, мастер живописи, представитель академического романтизма.

Родился Константин Маковский в Москве 20 июня (2 июля) 1839 года в семье Е. И. Маковского, бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Учился в МУЖВЗ (1851—1858), где главным его наставником был С. К. Зарянко, а также в Академии художеств (1858—1863). Позже он присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины из повседневной жизни («Вдова» (1865), «Продавец сельди» (1867) и т.д.).

Маковский – участник «бунта четырнадцати» (в числе четырнадцати лучших выпускников Академии не пожелал писать картину на тему скандинавских мифов, а захотел сам выбрать тему, на что руководство Академии ответило отказом, и «бунтовщики» ушли из учебного заведения); был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870), однако с 1883 года выставлял свои вещи самостоятельно, занимая независимую позицию по отношению и к «передвижникам», и к Академии. В 1876 году посетил Ближний Восток, в том числе Египет, а также Болгарию и Сербию. Жил и работал в Петербурге, Москве и Париже.

Получил академическую золотую медаль за мелодраматическую картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова» (1862), решённую всецело в русле романтического историзма. Написал немало сентиментальных типажей и сценок из «народного быта», в том числе популярных «Детей, бегущих от грозы» (1872) и трогательный образ старого слуги Алексеича (1882). Проявил себя как крупный мастер портрета («Оперный певец О. А. Петров», 1870; все – в Третьяковской галерее). Однако подлинный авторитет художник завоевал полотном «Балаганы на Адмиралтейской площади» (1869, Русский музей), где придал жанровой сцене невиданный монументальный размах, представив в этом масленичном гулянье образ «всего Петербурга». Здесь проявился его главный дар: талант художника-режиссёра, умеющего к тому же придавать своим вещам особый колористический лоск. Этот лоск вкупе с усиливающейся любовью к экзотическим и средневековым, далёким от «злобы дня» темам надолго закрепили за Константином Маковским репутацию «салонного художника», однако на деле искусство мастера было в высшей степени стилистически перспективно и открывало прямую дорогу к символизму и модерну.

Сказочная живописность Востока воплотилась в масштабном полотне «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1876, там же).

В 1880—1890-е годы Маковский часто обращался к русской истории XVII в., написав целый ряд пышных «боярских пиров» и «свадеб», которые имели шумный успех за рубежом («Поцелуйный обряд», 1895, Русский музей; и др.). Особым размахом, массой ярких деталей отличается огромное полотно «Минин на Нижегородской площади» (1896), написанное для Нижегородской ярмарки и помещённое в специальном павильоне (ныне – в городском Дворце Труда). В поздний период художник пожинал плоды успеха, коммерчески варьируя удавшиеся мотивы.

Маковский стал жертвой уличной аварии (его пролетка была сбита трамваем) и умер в Петербурге 17 сентября 1915 года.

Список литературы:

1. Астахов Ю. А. 50 великих русских художников. – М.: Белый город, 2008. – 303 с.

2. Ветрова Г. Русское искусство. – М.: Белый город, 2002. – 63 с.

3. Императорская Академия художеств / сост. А. Г. Верещагина. – М.: Изобразительное искусство, 1997. – 341 с.

4. Ионина Н. Сто великих картин. – М.: Вече, 2002. – 507 с.

5. История русского искусства / под ред. В. И. Плотникова. – М.: Изобраз. искусство, 1980. – 400 с.

6. Островский Г. С. Рассказ о русской живописи. – М.: Изобраз. искусство, 1987. – 360 с.

7. Прытков В. А. Любимые русские художники. – М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. – 290 с.

8. Русские художники от А до Я / Н. А. Борисовская, Е. С. Гордон. – М.: Слово, 1996. – 216 с.

9. Самин Д. К. Сто великих художников / М.: 2014. – 478 с.

10. Энциклопедия русской живописи / Т. В. Калашникова. – М.: ОЛМА-Пресс, 2000. – 351 с.

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы