«Искусство плаката»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «Искусство плаката», посвящённая 100-летию со времени первого издания плакатов «Окна Роста».

Плакат – особая форма изобразительного искусства, отличная от станковой живописи и графики. В плакате самое важное – заключённая в нём степень убедительности и умелая передача идеи.

Плакат с детских лет всюду сопутствует нам, начиная с почтовой марки на конверте и заканчивая огромной рекламой. Плакат разнообразен не только по размерам, он богат по видам, жанрам и формам. Он прочно вошёл в общественно-политическую, хозяйственную и культурную жизнь страны и всего мира, в наш быт и обычаи. Мы постоянно встречаем его на улицах, на заборах, на стенах учреждений или цехов, клубов, на фасадах кинотеатров, в витринах магазинов, на рекламных щитах вдоль шоссейных дорог.

«ОКНА РОСТА», «Окна сатиры РОСТА» – ежедневные агитационные плакаты, создававшиеся в 1919—1921 годах советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства. Плакаты, сделанные вручную, при помощи трафаретов, выставлялись в витринах магазинов, расположенных в людных местах, – отсюда их название «окна», – и превратились в своеобразную летопись периода Гражданской войны 1917—1922 годов  и интервенции. Первые «Окна Роста» появились в Москве по инициативе художника М. М. Черемных и журналиста Н. К. Иванова-Грамена. Вскоре к ним присоединились В. В. Маяковский, И. А. Малютин, Д. С. Моор. Сначала плакаты делались в виде увеличенных страничек сатирического журнала, состоящих из нескольких самостоятельных произведений разных жанров. Маяковский сыграл существенную роль в создании плакатов, взяв на себя всю литературную часть и работая также как художник; он создал новый тип «окон сатиры», подчиняя композицию одной теме и конкретной агитационной задаче. Текст и рисунки дополняли друг друга. Плакатам, состоящим как бы из 2—4—6 и т. д. кадров, был присущ «телеграфный стиль» с его чёткостью, сжатостью, лаконизмом выразительных средств, основанных главным образом на выразительности силуэтов и броской раскраске в 2—3 цвета, использованием символики, традиций русского лубка и новаторских методов российского авангардизма. По словам Маяковского, это было «обслуживание горстью художников, вручную, стопятидесятимиллионного народища». Плакаты должны были воодушевлять людей идеями революции, показывать картины светлого будущего («Да здравствует электрификация!», «Пахали сохой – запашем трактором»), бороться за мировую революцию и интернациональную солидарность трудящихся, клеймить врага («Вот Советской России враги. С каждым боритесь, пока не погиб»), провозглашать диктатуру пролетариата. Поднимались самые злободневные вопросы современности: борьба с голодом («Чтоб с голодом справиться и с разрухой-дурой , введена совнаркомом премия натурой»), распространение всеобщей грамотности и новой социалистической культуры, равенства мужчины и женщины («Что делала работница и что работнице надо делать»), восстановления народного хозяйства. Традиции «Окна Роста» в годы Великой Отечественной войны продолжили «Окна ТАСС». Плакат «Родина-мать зовёт!» грузинского советского живописца и графика И. М. Тоидзе появился спустя неделю после начала войны, издавался миллионными тиражами и был переведён на все языки народов СССР. Плакат имеет большую психологическую и патриотическую подоплёку – символичность в лице взволнованной, но такой сильной русской женщины, в её динамичном призывающем жесте. Плакат отвечает мыслям и переживаниям народа во время войны.

Литература:

  1.  Snopkov, Alexander Efimovich. Moscow in poster art [Текст] / A. E. Snopkov, P. A. Snopkov, A. F. Shklyaruk. – М.: Контакт культура, 2014. – 256 p.: цв. ил.; 35 см. – (Издательская программа Правительства Москвы).
  2. Корецкий, Виктор Борисович. Заметки плакатиста [Текст] / В. Б. Корецкий. – М.: Советский художник, 1958. – 165 с.: ил.
  3. Маяковский-художник [Текст]: альбом / авт. вступ. ст. Б. Слуцкий. – М.: Советский художник, 1963. – 143 с.: ил.
  4. Михаил Михайлович Черемных [Текст]: Альбом / сост., авт. предисл. О. Савостюк; сост., авт. предисл. Б. Успенский. – М.: Советский художник, 1970. – 175 с.: граф., цв. ил.
  5. От Февраля к Октябрю. Российский политический плакат 1917 г. [Изоматериал]: альбом / [составители: В. П. Панфилова, А. П. Слесарев, А. Г. Шерстнева]. – М.: [б. и.], 2017. – 184 с.: ил.
  6. Родина-мать зовёт! Плакаты Великой Отечественной войны [Текст] / [перевод текста на английский язык Р.И. Алибегова]. – М.: Планета, 2014. – 224 с.: цв. ил.; 30 см. – На русском и английском языках.
  7. Сатира 1917—1957 (за 40 лет в произведениях московских художников) [Текст]: каталог выставки сатиры / ред. К. С. Кравченко; сост. Р. А. Глуховская. – М.: Советский художник, 1958. – 62 с.: ил.
  8. Халаминский, Юрий. Д. Моор [Текст] / Ю. Халаминский. – М.: Советский художник, 1961. – 222 с.: граф., ил.
  9. Черемных М. М. [Текст]: Альбом сатирических рисунков / авт. предисл. О. Савостюк; сост. Б. Успенский. – М.: Советский художник, 1984. – 150 с.: граф., цв. ил.; 33 см. – (Мастера советской карикатуры).

Отдел литературы по искусству