«Искусство модернизма»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута тематическая выставка «Искусство модернизма».

Модернизм – совокупность стилей в искусстве второй половины XIX – середины XX столетия.

Искусство с давних лет является неотъемлемой частью жизни людей. В нём сочетаются духовные ценности и усилия людей разных эпох и времён.

На рубеже ХІХ–ХХ вв. философы и художники разрушили «музейные стены», вывели произведения искусства в реальную жизнь, наполнили ими окружение. На Западе изобразительное искусство постепенно охватило сферу дизайна, превращая каждую промышленную вещь в эстетически совершенную. Работы модернистов заметно отличались от произведений искусства, ранее созданных человечеством.

Искусство модернизма не создавалось какой-либо определённой группой художников; его направления возникали в разные годы в разных странах.

С приходом модерна в конце XIX и начале XX веков произошёл основной качественный сдвиг. Живопись, начиная с постимпрессионизма, перестаёт описывать в основном виденное, а начинает в картине выражать взгляд автора, его чувства, его правду, его видение, желая передать в изображаемом то главное, что невозможно выразить копированием действительности.

Поиск новых выразительных средств для изображения невероятно быстро меняющихся отношений в обществе, экономике, науке и технике вызывает появление трудно распознаваемого множества изобразительных стилей и направлений, внезапно появляющихся, исчезающих и возобновляющихся в изменённом виде. Казалось бы, что уже не может появиться ничего нового, но процесс развития современного искусства вовсе не закончился и, очевидно, никогда не закончится.

Хотя по продолжительности модерн просуществовал недолго (всего 20–30 лет), влияние его в то время на все виды художественной деятельности огромно. Следы модерна можно найти во всём: в архитектуре, в живописи, в монументальном искусстве, в книжной графике, плакате, рекламе, дизайне, одежде. От огромного общественного здания до дверной ручки, от монументальной мозаики до изящной вазы на столе, от живописного полотна до ложки и вилки – всё это носило на себе отпечаток этого стиля, если за дело брались художники, архитекторы, дизайнеры модерна. 

Представление о том, что искусство должно правдиво отражать реальные предметы, уходило в прошлое. Гоген и Мунк окончательно подорвали в начале XX столетия теоретические основы реализма. Начинают бурно развиваться новые течения, в свою очередь, порождавшие другие модернистские движения.

История искусства всё больше склоняется к мнению, что историческим межевым камнем между классической и современной живописью было творчество французского художника Поля Сезанна, произведения которого нельзя включить ни в какое направление, однако из него исходили многие его последователи. В его произведениях победил цвет. Краской он заменил свет и тень, цвет у него служит средством моделировки объёма и формы.

Обычно произведения Сезанна упоминаются с творчеством остальных основоположников модерного искусства: Винсентом Ван Гогом и Полем Гогеном, но только их мы называем постимпрессионистами.

Время, которое прошло с появления картин основных направлений и стилей модернизма, показало, что большинство лучших произведений этого периода нам понятны и признаваемы нами.

В истории архитектуры конца XIX века произошёл резкий поворот от подражательства, традиционализма к новаторству, поискам особого художественного стиля. В результате этих поисков появился новый стиль – модерн. Его появлению способствовало обострение социальных противоречий на рубеже веков. Появился огромный интерес к быстро развивавшейся технике, новым типам зданий и конструкциям.

Зародившийся в конце XIX века в странах Западной Европы – Австрии, Бельгии, Германии – новый стиль довольно быстро распространился и в России. Появлению нового стиля способствовали экономические связи между странами, и также издания, освещавшие вопросы искусства и архитектуры. В модерне широко применялись как железобетон, таки металл в качестве конструктивно-декоративного элемента. Широко использовалось стекло в металлоконструкциях. Появление этих строительных материалов воздействовало на творческое сознание архитекторов и строителей.

Большую роль в формировании интерьеров стиля модерн сыграло появление электричества в 1900 году. Искусственное электрическое освещение оказало влияние на цветовидение интерьеров. Витражи, подсвеченные изнутри, придавали зданиям неповторимую привлекательность, а интерьерам – выразительность. Стилей современной живописи существует несколько сотен, но не найти, пожалуй,двух одинаковых.

Несмотря на то, что модерн вобрал в себя многие интересные черты предыдущих стилей, его нельзя назвать подражательным. Само название «модерн» говорит о том, что это нечто новое и оригинальное.

Список представленной на выставке литературы:

1. Архитектура Запада [Текст]. Кн.4. Модернизм и постмодернизм, критика концепций / отв. ред. В. Л. Хайт. – М.: Стройиздат, 1987. – 181 с.: ил.

2. Берсенева, А. А. Европейский модерн: венская архитектурная школа [Текст] / А. А. Берсенева. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1991. – 212 с.: ил.

3. Борисова, Е. А. Русский модерн [Текст] / Е. А. Борисова. – М.: Галарт, 1998. – 360 с.: ил.

4. Голынец, Сергей Васильевич. Лев Самойлович Бакст [Текст]: графика, живопись, театр / С. В. Голынец; Рос.акад. художеств, Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Гуманит. ун-т. – М.: Буксмарт, 2017. – 407 с.: ил.

5. Кашекова, Ирина Эмильевна. От античности до модерна [Текст]: Стили в художественной культуре / И.Э. Кашекова. – М.: Просвещение, 2000. – 144 с.: ил.

6. Кириллов, В. В. Архитектура русского модерна [Текст]: Опыт формологического анализа / В. В. Кириллов. – М.: Издательство московского университета, 1979. – 214 с.: ил.

7. Малахов, Николай Яковлевич. Модернизм. Критический очерк [Текст]: монография / Н. Я. Малахов; под ред. В. В. Ванслов. – М.: Изобразительное искусство, 1986. – 152 с.: ил.

8. Мидан, Жан-Поль. Модерн Франция [Текст] / Жан-Поль Мидан. – М.: Магма, 1999. – 170 с.: цв.ил.

9. Модернизм [Текст]: анализ и критика основных направлений.– М.: Искусство, 1987. – 392 с.: ил.

10. Нащокина, Мария. Сто архитекторов московского модерна [Текст]: Творческие портреты / М. Нащокина. – М.: Жираф, 2000. – 304 с.:ил.

11. Петухов, Алексей Валерьевич (1978). Ар деко и искусство Франции первой четверти XX века [Текст] / Алексей Петухов. – М.: БуксМАрт, 2016. – 311 с. : ил., цв. ил.; 24 см (Научно-популярная серия).

12. Сарабьянов, Д. В. Стиль модерн [Текст]: Истоки история проблемы / Д. В. Сарабьянов. – М.: Искусство, 1989. – 294 с.: цв.ил.

13. Цербст, Райнер. Гауди:1852–1926. Антонио Гауди-и-Корнет:Жизнь,посвящённая архитектуре [Текст] / Р. Цербст. – М.: TASCHEN / АРТ-РОДНИК, 2009. – 239 с.: цв. ил.

14. Шамраева, Е. Цвет в архитектуре московского модерна. [Текст] / Е. Шамраева. – М.: Голден-би, 2009. – 288 с.: ил.

Отдел литературы по искусству