С 28 ноября 2023 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Искусство Индии».
Индия является одной из самых древних цивилизаций мира, и ее искусство имеет богатую и многомерную историю. Интерес к Индии, к ее культуре и истории очень велик. Своеобразие и ценность вклада Индии в развитие мирового искусства общепризнанны.
Большинство произведений искусства Индии, созданных до возникновения буддийского искусства (III в. до н. э.), - это мелкая скульптура. В IV-II вв. до н.э. складывается первая империя Северной Индии, в которой развивался буддизм. Среди произведений раннего буддийского искусства имеются изображения мужских и женских божеств, связанных с культом будды.
Гигантские буддийские храмовые комплексы в Индии высекались в толще скал начиная с I в. н.э., каменные стены которых были расписаны в технике, напоминающей фрески. В IХ - конце ХII вв. заканчивается традиция скальной и пещерной архитектуры. Своего наивысшего взлета индийское зодчество достигает в ХVI в. Особой роскошью отмечены столицы правителей Агра и Фатхпур-Сикри.
Из белого мрамора построен один из самых значительных памятников мирового зодчества – мавзолей Тадж-Махал. Сооружение вознесено на платформу, отделяющую его от земли. Многоугольное в плане здание прорезано глубокими нишами и завершено огромным сферическим куполом.
По углам платформы располагаются четыре высокие стройные башни, напоминающие минареты. Фантастический архитектурный образ Тадж-Махала ставит его в один ряд с лучшими памятниками средневековой Индии.
В этот период высшего расцвета достигла индийская миниатюра. Она представлена тремя основными художественными школами: придворной могольской, Раджастхана и Пахари. Создавались иллюстрации к индийскому эпосу «Махабхарата» и «Рамаяна», древнеиндийскому сборнику сказок «Панчатантра». Важное место в придворной живописи занимали портреты исторических личностей. Отдельную группу составляли иллюстрации к биографическим и историческим хроникам того времени: «Бабур-наме», «Акбар-наме», «Шах-Джахан-наме». Стиль большинства придворных миниатюр напоминал персидские образцы. Художник наносил рисунок легко, чётко, стараясь не упустить ни одной, пусть самой мелкой, но «драгоценной» детали. При этом каждый элемент картины, обведённый тонким чётким контуром, имел своё цветовое решение.
Танцы всегда были одной из главных составляющих индийского искусства. Зародившись, приблизительно пять тысяч лет назад, они со временем достигли высочайшего развития, отдавая при этом дань древним традициям. Сохранившиеся панели, фризы и скульптурные изображения свидетельствуют о том, что танцы Индии с самого начала были частью религиозного культа. Храмовые танцовщицы – девадаси – считались хранительницами этого векового классического искусства.
С глубокой древности до сегодняшнего дня ткани и вышивки ручного производства, резные изделия из слоновой кости, лаки, керамика, металлическая утварь составляют славу индийских ремесленников. Изготовление ювелирных изделий в Индии имеет очень древнюю историю. Согласно же археологическим данным, уже в III тысячелетии до н.э. на территории Индии ювелирное ремесло процветало, а его представители обладали несравненным уровнем мастерства.
Индийские ткани уникальны, для их изготовления используют только натуральные волокна, расписывают затейливыми восточными рисунками с применением золотых и серебряных нитей. «Мягкое золото Азии» — именно так называют знаменитый кашемир, мягкую, тонкую и одновременно тёплую элитную ткань из пуха индийских горных коз.
Джамдани — тонкий муслин, столетиями производившийся в Бангладеш. Обычно его ткут из смеси хлопковой и золотой нити. В 2013 году традиционное искусство ткачества джамдани было объявлено ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием человечества.
Гончарное искусство – это одна из самых древних форм индийского ремесла. Множество старых форм, техник и декоративных стилей до сих пор применяются в гончарном деле. Знаменита на весь мир керамика Джайпура - мастера изготавливают тарелки, вазы, фруктовые чаши, кувшины, мыльницы, глазурованную плитку и многое другое.
Литература, представленная на выставке:
1. Волкова, Паола Дмитриевна. Мировая художественная культура: иллюстрированный атлас / Паола Волкова; составитель Г. Артюшин. - Москва: АСТ, 2019. - 255 с.
2. Гнедич, П. П. История искусств: с древнейших времен / П. П. Гнедич. - Москва: Летопись-М, 2000. - 479 с.: ил.
3. Губарева, М. В. Сто великих храмов мира / М.В. Губарева, А.Ю. Низовский. - Москва: Вече, 2000. - 511 с.: ил.
4. Классическое индийское декоративное и ювелирное искусство / Фестиваль Индии в СССР. - Ленинград: Аврора, 1987. - 245 с.
5. Липков, Александр Иосифович. Индийское кино: секрет успеха: размышления, интервью, встречи / А. Липков. - Киев: Мистецтво, 1990. - 152 с.: ил.
6. Лоренц, Н. Ф. Орнамент всех времен и стилей / Н.Ф. Лоренц. - Москва: ЭКСМО, 2009. - 296 с.: цв.ил.
7. Пугаченковой, Г. А. Искусство Гандхары / Г. А. Пугаченковой. - Москва: Искусство, 1982. - 195 с.: ил.
8. Стили и орнаменты в искусстве: каталог. - Москва: Астрель, 2007. - 238 с.: ил.
9. Тюляев, С. И. Искусство Индии: архитектура, изобразительное искусство, художественное ремесло / С. И. Тюляев. - Москва: Наука , 1968. - 295 с.: ил.
10. Худеков, С. Н. Иллюстрированная история танца / С. Н. Худеков. - Москва: Эксмо, 2009. - 288 с.: ил.
11. Яровая, Марина Сергеевна. Архитектура: иллюстрированный гид / М. С. Яровая. - Москва: АСТ: ОГИЗ, 2021. - 159 с.: ил.
Отдел литературы по искусству