«Гуманист по призванию»

С 20 января 2025 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная 105-летию со дня рождения знаменитого итальянского кинорежиссера Федерико Феллини.

Федерико Феллини в современном мире представляет собой явление настолько значительное, что независимо от того, как относятся к нему те или иные зрители или критики, его влияние отчетливо ощутимо во множестве произведений современного киноискусства. Обаяние таланта, которым он щедро наделен, делает каждую его картину и каждый сценарий содержательным.

Федерико Феллини – режиссер и сценарист, один из величайших мастеров мирового кинематографа. Родился в Римини – крупнейшем итальянском курорте на побережье Адриатического моря 20 января 1920 года.

Страсть к искусству у Феллини проснулась в детстве, когда он побывал в гастролирующем цирке. Мальчик стал устраивать представления, для которых самостоятельно готовил маски, разрисовывал кукол и шил костюмы.

Федерико получил образование в монастырской школе, а в 1937 начал обучаться репортерскому ремеслу во Флоренции. Параллельно он подрабатывал карикатуристом, а через год перебрался в Рим, где создавал иллюстрации для печатных изданий, писал тексты для рекламы и варьете, коротких радиопостановок.

Начав свой путь в качестве карикатуриста и сценариста, Феллини был некоторое время известен лишь в узких кругах. Широкое признание к нему пришло, когда союзные войска вошли в Рим. Вместе с другом Федерико торговал шаржами в небольшой лавочке, которую однажды посетил известный итальянский режиссер Роберто Росселлини.

В качестве режиссера Феллини дебютировал в 1950 году. Он снял картину «Огни варьете». Фильм был не слишком успешным. Главные шедевры он создал в середине 1960-х. Картина «Сладкая жизнь» стала феноменом кинематографа, демонстрировала зрителям мораль и духовный кризис итальянского общества. Затем последовал фильм «8 с половиной» – автобиографическая лента о кризисе творческой личности. В последующие десятилетия Феллини создавал картины, в которых ключевыми стали сюрреализм и магический реализм: «Интервью», «Рим», «Ночи Кабирии», «Дорога», «Джульетта и духи»  и др.

Натура художника всегда сложна, как сложен сам его труд – переработка жизненных впечатлений в произведениях искусства. Труд этот сопутствует художнику всегда и повсюду. Едва ли не самым интересным романом в судьбе каждого романиста выступает история его жизни. То же можно сказать о творцах других искусств, и уж конечно о Федерико Феллини.

В его лице перед нами представляет не только один из наиболее талантливых и знаменитых кинематографистов современности. Натура одновременно и поэтическая и деловитая, и чувствительная и рассудочная. Обостренный интерес к человеку – вот что дорого в его творчестве, вот нравственная суть, вокруг которой организуются остальные слагаемые его причудливой поэтики, основа помогающая разобраться во взаимоисключающих чертах его фильмов.

Он, несомненно, связан со своим народом узами неразрывными. В силу особенностей своего дарования он менее всего склонен выразить в искусстве судьбу своего народа прямым и открытым путем. И при встрече с его работами требуется определенное усилие, чтобы сквозь сложность, мучительность иных его размышлений, образов, сцен увидеть всю меру его сочувствия народу. Тревоги и озабоченности миром, окружающим его, и прежде всего жизнью современной Италии.

В марте 1993 года режиссёр получил почётного «Оскара» за вклад в киноискусство.

Можно принимать или не принимать отдельные его фильмы, можно по-разному оценивать его личность и творчество, но бесспорно одно: Федерико Феллини - это крупнейший мастер современной художественной культуры.

Литература, представленная на выставке:

1. Бачелис, Татьяна Израилевна.Феллини / Т. И. Бачелис. - Москва: Наука, 1972. - 383 с.

2. Богомолов, Юрий Александрович. Ищите автора!: искусство быть кинозрителем / Ю. А. Богомолов; Союз кинематографистов СССР. - Москва: Киноцентр, 1988. - 126 с.: ил.

3. История зарубежного кино (1945-2000): учебник / Ответственный редактор В. А. Утилов. - Москва : Прогресс-Традиция, 2005. - 568 с.

4. Кино Италии: Неореализм / составитель Г. Д. Богемский. - Москва: Искусство, 1989. - 431 с.: ил.

5. Лидзани, Карло. Итальянское кино : научно-популярная литература / К. Лидзани; перевод Г. Богемский. - Москва: Искусство, 1956. - 194 с.

6. Ночи Кабирии / составитель Л. А. Алова. - Москва: Всесоюзное творческо-производственное объединение "Киноцентр", 1991. - 188 с.

7. Первый век кино: фильмы, режиссеры, актеры, даты. - Москва: Локид, 1996. - 712 с. : ил., фот.

8. Федерико Феллини Статьи, интервью, рецензии, воспоминания / составитель Г. Богемский. - Москва: Искусство, 1968. - 286 с.

9. Феллини, Федерико. Феллини о Феллини: Интервью. Сценарии. / Ф. Феллини; перевод с итальянского, автор послесловия Е. С. Громова, комментарии О. Б. Боброва. - Москва: Радуга, 1988. - 478 с. : фот.

10. Феллини, Федерико. Делать фильм / Ф. Феллини; перевод с итальянского, автор послесловия К. М. Долгова. - Москва: Искусство, 1984. - 287 с. : ил.

11. Феррара, Джузеппе. Новое итальянское кино: научно-популярная литература / Д. Феррара; редактор Н. П. Абрамов; перевод Ю. А. Добровольская. - Москва: Издательство иностранной литературы, 1959. - 260 с. : фот.

Отдел литературы по искусству