«Гений любви, гений ненависти»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Гений любви, гений ненависти», посвященная 260-летию со дня рождения испанского художника Франциско Хосе де Гойи.

Самый прославленный испанский художник Франциско Хосе Гойя появился на свет в горном селении Фуэндетодос в Арагоне, в семье мастера-позолотчика. Когда Франциско было четырнадцать лет, родители вместе с мальчиком переехали в Сарагосу, где он начал учиться живописи у Х. Лусано-н-Мартитинеса. В 1969 году Гойя отправился  в Италию. Получив вторую премию парижской Академии художеств за картину на тему из античной истории, Гойя возвращается в Сарагосу, где работает над фресками в традициях позднего итальянского барокко. С 1776 по 1791 годы выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 картонов для ковров с насыщенными по цвету и непринужденными по композиции сценами повседневной жизни и народных развлечений: «Зонтик», «Игра в пелоту», «Игра в жмурки». Сотканные по картинам Гойи шпалеры предназначались для украшения зданий, принадлежавших королевской семье.

В 1780 году Гойя был избран в мадридскую Академию художеств. В 1799 году Гойя становится «первым живописцем короля». С начала 1780 –х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонко разработанной цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке: «Семья герцога Осуна», «Портрет маркизы А. Понтехос». В 1791 году художник знакомится с герцогиней Альба, которая стала его возлюбленной и покровительницей. Он писал ее портреты много раз; два самых знаменитых из них – «Маха обнаженная» и «Маха одетая». Он также украсил фресками ее загородный дворец. В 1793 году художник перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух. В этот период Гойя начал работать над серией офортов «Капричос», которая является сатирой на политические, социальные и религиозные порядки Испании. Карл IV, как и любой из его предшественников, мечтал увековечить себя и свое семейство на полотне, дабы войти в историю. В 1800 году он поручает Гойе большую работу. Художнику надлежало написать Карла IV и его супругу в окружении домочадцев. Работа предстояла немалая: двенадцать членов семьи плюс младенец, должны были стать героями картины. Автору удалось добиться максимальной идентичности натуры и изображения, но в, то, же время выразить иронию по отношению к властителям мира сего. Их невыразительны, замкнутые, холодные лица производят не лучшее впечатление. Даже дети выглядят естественными в этой чопорной семье. В 1808 году Испания была оккупирована Наполеоном. Глубоким историзмом, страстным гротеском проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции: «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3мая 1808 года». Гойе был близок мир театра: среди героев его портретов много актеров. Дважды он изображал актрису Антонию Сарате. Очевидно его привлекала не только игра актрисы ,но ее человеческое обаяние, утонченность и глубина натуры.

В 1819 году Гойя приобрел сельский дом в окрестностях Мадрида, известный как «Вилла глухого». Там он уединенно работал, украшая стены своего дома черными картинами кошмаров. Фрески были выполнены в масляной технике и представляли собой четырнадцать картин, располагавшихся в двух комнатах. Одной из самых страшных картин серии можно смело назвать «Сатурна, пожирающего своих детей». В 1824 году 78-летний мастер, не желая мириться с политикой Фердинанда, отправляется в добровольное изгнание во Францию. Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником. Творчество Гойи стоит на грани искусства XVIII и XIX веков. Оригинальность и смелость таланта позволяют назвать его так же как Веласкеса и Эль Греко, в числе величайших мастеров мирового искусства.

Литература, представленная на выставке:

1. Баткиль Ж. Гойя легенда и жизнь [Альбом] / Жанин Баткиль; пер. с фран. Г. Смирнов. - М: Астрель АСТ, 2002. - 176 с.: цв.ил.

2. Бродский, Валентин. Франсиско Хосе Гойя и Лусиентес / В. Бродский. - Москва; Ленинград: Искусство, 1939. - 95 с.: ил.

3. Величайшие гении мирового искусства: архитектура, живопись, скульптура. - М.: АСТ; Спб: Полигон, 2006. - 239 с.: цв. ил.

4. Гойя: «Капричос». Альбом по искусству. – Москва: Центр Рой, 1992. - 81с.: ил.

5. Левина И.М. Гойя / И. М. Левина. - Москва; Ленинград: Искусство, 1958. - 349 с.: ил.

6. Легенды мировой живописи. Мастера живописи XIII-XX веков / Авт.-сост. В.Н. Сингаевский. - Москва: АСТ, 2009. - 320 с.: цв. ил.

7. Фейхвангер Л. Гойя или тяжкий путь познания. / Л. Фейхвангер. – М.: Республика, 1992. - 462 с.: ил.

8. Франциско Гойя / авт., сост. Т. А. Седова. - Москва: Изобразительное искусство, 1973. - 121 с.: цв. ил.

9. Франсиско Гойя / ред., сост. О. Никитюк. - Москва: Изобразительное искусство, 1962. - 65 с.: ил.

10. Шахнович М. И. Гойя против папства и инквизиции / М. И. Шахнович; Академия наук CCCР, Музей истории религии и атеизма. - Москва; Ленинград: Академия наук СССР, 1955. - 400 с.: ил.

11. Энциклопедия мировой живописи / Е.В. Иванова. - Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 496 с.: цв.ил., портр.

Отдел литературы по искусству