«Французский философ и просветитель»

С 20 ноября 2024 года в читальном зале отдела иностранной литературы, вниманию читателей представлена книжная выставка, посвященная 330-летию со дня рождения французского философа и просветителя Франсуа-Марии Аруэ Вольтера.

Один из крупнейших философов эпохи Просвещения, поэт и прозаик, драматург, публицист и историк Вольтер вошел в историю как общественный деятель, провозгласивший существование естественных прав человека: свободы, равенства, безопасности и собственности.

Вольтер оказал мощное влияние на всю духовную жизнь Европы, ввел в ее умственный обиход множество новых идей, понятий и художественных форм.

Франсуа-Мария Аруэ Вольтер родился 21 ноября 1694 года в Париже в семье нотариуса.

В 1711 году он окончил иезуитский колледж в Париже. После окончания колледжа по настоянию отца был определен в школу права. Еще в колледже Вольтер начал писать стихи.

В 1718 году была поставлена его пьеса «Эдип», благосклонно принятая публикой «Комеди Франсез». Автор впервые выступил под  псевдонимом де Вольтер.

Поэма «Генриада» первоначально названная «Лига» (1723), упрочила его репутацию искусного рассказчика и борца за идею. Посвященная эпохе религиозных войн ХVI века и ее главному герою королю Генриху IV, поэма осуждала религиозный фанатизм и прославляла монарха, сделавшего веротерпимость лозунгом своей жизни.

В 1726-1728 годах Вольтер жил в Англии, изучая ее политический строй, науку философию и литературу. Вернувшись во Францию Вольтер издает свои английские впечатления под заглавием «Философские письма». «Письма» идеализировали английские порядки и в самом мрачном свете рисовали состояние общественных институтов Франции. Книга была конфискована, а ее издатель поплатился Бастилией.

К жанру философской повести Вольтер обратился в сороковые годы уже зрелым человеком и известным писателем. Философские повести- явление нового жанра, романа, которому еще только предстояло великое будущее.

Основная проблема философских повестей- вопрос о мировом зле. Зло моральное и социальное, он и тогда рассматривал как преступление.

Противоречие между гармонией целого и трагедией частного составляет тему ранних философских повестей Вольтера «Задиг» (1747), «Мемнон» (1749).

Итог ранних повестей Вольтера – «Микромегас». Главная мысль повести выражена ее заглавием – «Микромегас», что означает одновременно маленький и большой.

Окончательный разрыв Вольтера с философией «оптимизма» наступил лишь в середине пятидесятых годов. В «Поэме о гибели Лисабона» (1756) Вольтер подверг  критике теорию предустановленной гармонии.

«История путешествий Скарментадо» (1753) - самая горькая из всех повестей Вольтера. Мир здесь показан как универсальное торжество зла, как место, где нельзя жить.

В период своего нахождения В Сире, в Шампани, были созданы им трагедии «Альзира» (1736) и «Магомет» (1742), «Трактат о метофизике» (1734) и «Основы философии Ньютона» (1738), написана большая часть исторического труда «Век Людовика ХIV» (1751). Тогда же была создана эпическая поэма «Орлеанская девственница».

В 1745 году Вольтер был назначен придворным поэтом и историографом.

Последние 10 лет (1750-1760) были чрезвычайно плодотворными для Вольтера. В Ферне он выпустил множество литературных,  публицистических, философских и исторических сочинений, одним из которых является «История Российской империи при Петре Великом» (1759-1772).

Среди произведений фернейского периода - философские повести «Кандид» (1759) и «Простодушный»(1767), «Трактат о веротерпимости» (1763), «Опыт о всеобщей истории и нравах и духе народа» (1756-69), «Карманный философский словарь» (1764) и др.

Жизнь писателя была нелегкой, беспокойной, но яркой и в целом, вероятно счастливой. Борьба, которую он вел со «старым порядком», ставила не раз под угрозу его благополучие и свободу. Вольтера преследовали, арестовывали, изгоняли, его книги запрещались и подвергались сожжению.

В последние годы его жизни, он наконец обрел желанную и трудно  достижимую независимость и свободу. Вольтер стал властителем дум своего века, совестью Франции и всей Европы.

ХVIII век недаром часто называют «веком Вольтера». Вольтер сыграл значительную роль в развитии мировой, в том числе русской, философской мысли, в идейной подготовке Французской революции конца ХVIII века.

Сочинения философа составили в полном издании Молана (1875-1885) пятьдесят томов - каждый почти по 600 страниц, дополненные двумя большими томами «Указателей». 18 томов этого издания занимает эпистолярное наследие - более десяти тысяч писем.

Литература, представленная  на выставке:

1. Вольтер. Философские повести: Сборник. На франц. яз. - Москва: Радуга, 1985. - 584с.

2. На языке Вольтера. Французские изречения. - Москва: ЗАО Центрополиграф, 2006.- 413с.

3. Заботкина О.С. Франция. Пособие по страноведению для студентов пед. ин-тов (на франц. яз.). - Москва: Просвещение, 1977. - 350 с.

4. Хатисова Т.Г. Хрестоматия по французской литературе ХVII века ( на франц. яз.). – Ленинград: «Просвещение», 1975.-262с.

5. Вольтер. Сочинения. – Калининград: ОАО «Янтарская», 2005.- 360с.

6. Вольтер, Философские повести. - СПб.: Азбука, Азбука- Аттикус, 2018.-352с.

Отдел иностранной литературы