«Федоскинская миниатюра»

В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована тематическая выставка «Федоскинская миниатюра» в честь 220 лет со дня производства.

Четыре школы лаковой миниатюры были и есть в России: Палех, Мстёра, Холуй и Федоскино. Подмосковное Федоскино – родина русских лаков. С федоскинских шкатулок пошёл на Руси новый промысел.

Искусство народных промыслов русской лаковой миниатюры уходит корнями вглубь веков. Это часть богатой духовной культуры народа. Лаковая живопись – неповторимый элемент художественной среды, в которой живут россияне, их приобщения к красоте окружающего мира. Лаковая миниатюра отличается изяществом форм, мастерством тонкой кисти, изысканными цветовыми построениями, поэтичностью образов.

Известно, что лаковое дело зародилось ещё до новой эры в Китае. Оттуда оно попало в другие страны. В России интерес к лакам стал проявляться лишь с петровских времён. В 1721 г. один из кабинетов Петра I в Петергофском дворце Монплезир был украшен 94 лаковыми панно, весьма искусно исполненными русскими мастерами в китайском стиле. Мода на лакирные изделия из папье-маше проникла во многие слои общества – от аристократов до мещан.

Самый старинный русский промысел, сохранившийся до наших дней, – Федоскино, ведущий родословную от лукутинских и вишняковских лаков. Они успешно конкурировали с другими лаками на отечественном и заграничном рынках. Изделия украшались сюжетной росписью: жанровой, исторической, мифологической, пейзажной, портретами. Часто это были свободные копии популярных картин. Большое влияние на лукутинские лаки оказала русская реалистическая живопись. Выработанные тогда техника и приёмы живописи сохранились по сегодняшний день. Близкими к лукутинским по содержанию и форме были лаки, которые изготовлялись в мастерских Вишняковых. Вишняковские и лукутинские предприятия существовали почти сто лет, влияя друг на друга.

В 1904 году лукутинская фабрика закрылась. Бывшие лукутинские и вишняковские мастера в 1910 году организовали Федоскинскую трудовую артель, и до сегодняшнего дня тот центр лаковой миниатюры сохранил название федоскинского. С самого начала изделия украшались раскрашенными гравюрами, затем появились первые живописные работы по оригиналам итальянских и голландских пейзажей, жанровые мотивы под Китай, но в основном федоскинские мастера обращались к русской теме.

Особое место в федоскинских произведениях занимал мотив троек. Выезды на лошадях в прошлом были одним из естественных и популярных средств передвижения. Художники смело перерабатывали первоисточник, внося живое чувство в свои произведения. Тройки и хороводы раскрывают душу народа. Хороводы и пляски – целый мир русской жизни.

Жанровый мотив в Федоскино – это широкое повествование, охватывающее большой исторический отрезок времени. Ретрообраз народного быта. Обращение художников к таким жанровым мотивам, как тройки, хороводы, гулянья, ярмарки, свидания и прочее, – это скорее хрестоматийная классика, которая воскрешает память, возвращая нас к чистому роднику народной жизни. Сочетание открытых ясных тонов красного, белого, голубого на фоне нежной зелени с охристыми оттенками придаёт радостное мироощущение, свойственное молодости.

Уже с 20-х годов XX в. в работах федоскинцев начинают преобладать индивидуальные композиции, а 70-е годы ознаменовали не только значительный перелом в создании образцов для тиражирования, но и новый подход к темам и сюжетам. Отмечен небывалый рост индивидуального начала в федоскинской миниатюре, и не только в рамках образца, но гораздо шире и глубже.

Современный федоскинский художник – это не только профессионал, это человек с неординарным мировоззрением, по-своему отражающий наш мир. Весьма не просты по содержанию произведения, сочетающие реальный взгляд на мир, творческую фантазию, глубокие обобщения. Обращение к сказочным сюжетам – интересное направление в творчестве федоскинских художников.

Портретное направление в Федоскино продолжает старые традиции лукутинских лаков. В основу миниатюры берутся картины, рисунки, фотографии, а художник привносит лишь собственное восприятие первоисточника, не отклоняясь от оригинала. Совершенно новое развитие получил в Федоскино пейзаж. Современные пейзажные работы федоскинцев – фейерверк разнообразных по содержанию образов родной природы. Глубоки по настроению пейзажные произведения. Классически прекрасны миниатюры с видами Петербурга. Колорит синего, серебристо-серого и белого оттенков изыскан и передаёт очарование белых петербургских ночей.

В федоскиной миниатюре сложилось богатое орнаментальное направление, как самостоятельное, так и дополняющее основной мотив, придавая изделию законченность и драгоценность. Федоскино впитало в себя не только опыт лукутинских и вишняковских лаков, непосредственной преемницей которых оно является, но и всё интересное, поучительное и оригинальное, что было в западноевропейских и восточных лаках. Опыт и практика Федоскино вдохновила на создание нового искусства Палех, Мстёру и Холуй. Особенность их стиля определилась не только местом их проживания, психологией жителей громадного города, но и особенностью современного миропонимания. Без Федоскино не состоялось бы это направление.

Современное Федоскино – не затейливая картинка, это разнообразие произведений, открывающее нам прекрасный мир чудес, радости и праздника, повествующее об изменчивости и сложности окружающей жизни, создавая образы-символы, образы-загадки. Это и традиционные сюжеты, обогащённые новым опытом и чувством. Федоскино и в настоящее время оказывает колоссальное влияние на художников-миниатюристов.

В истории Федоскино шкатулки в качестве подарков были переданы Папе Римскому, президенту США, премьер-министру Великобритании и др.

Сейчас шкатулки Федоскино – уникальное явление в культуре России. Это живопись в миниатюре. Художники Федоскино передают традиции и секреты написания миниатюр из поколения в поколение. Многие работы этой школы хранятся в государственных музеях и частных коллекциях. С каждым годом появляются новые имена, создаются новые шедевры. Благодаря Федоскино творчество русского народа стало известно всему миру и оценено по достоинству. 

Список литературы:

1. Грязнов, Алексей Иванович. Федоскинские таланты [Текст]: научно-популярная литература / А. И. Грязнов. – М.: Московский рабочий, 1970. – 127 с.: 6 л. ил.

2. Марголин, Леонид Григорьевич. Звенья цепи золотой [Текст]: (Рассказ о старейшем мастере федоскинской миниатюры А. А. Кругликове) / Л. Г. Марголин. – М.: Всесоюзное кооперативное изд-во, 1959. – 80 с.: ил.

3. Мастера Федоскино. Учитель и его ученики [Текст]: альбом / ред. Л.П. Ганичева. – Москва: Интербук-бизнес, 2003. – 159 с.: цв. ил.

4. Некрасова, Мария Александровна. Народное искусство как часть культуры [Текст]: теория и практика / М. А. Некрасова. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 344 с.: ил.

5. Супрун, Людмила Яковлевна. Лаковая миниатюра Федоскино [Текст]: издания для досуга / Л. Я. Супрун. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – 318 с.: ил.

6. Федоскино [Текст] / сост. Н. Я. Малахов. – М.: Изобразительное искусство, 1990. – 163 с.: цв. ил.

7. Федоскино-Жостово [Текст]: выставка произведений современных мастеров миниатюрной декоративной росписи: каталог / Министерство культуры РСФСР. Министерство местной промышленности РСФСР, Союз художников РСФСР; авт. вступ. ст., сост. кат. И. А. Романов. – М.: Советский художник, 1984. – 64 с.: ил.

8. Федоскинская Ордена «Знак почёта» фабрика миниатюрной живописи [Текст]: каталог / ММП РСФСР. Управление художественных изделий Мособлисполкома; авт. текста и сост. Н. Н. Седов. – Москва: [б. и.], 1969. – 16 см: ил.

9. Яловенко, Галина Викторовна. Федоскино [Текст] / Г. В. Яловенко; НИИ художественной промышленности Роспромсовета. – М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1959. – 161 с.: ил.; 23 см (Художественные промыслы РСФСР).

10. Russishe handbemalte Tabletts [Текст]: альбом (на немецком языке) / comp. I. Krapiwina. – Leningrad: Aurora-Kunstverlag, 1981. – 170 с.: цв. ил.

Отдел литературы по искусству