«День музыки»

С 1 октября 2022 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «День музыки».

Музыка… Великое, никогда не увядающее искусство. Она окружает человека, с древнейших времен и по сей день.

Международный день музыки отмечается каждый год 1 октября. Несмотря на то, что музыке миллионы лет, праздник появился сравнительно недавно. В 1973 году его учредил Международный музыкальный совет при ЮНЕСКО, а спустя два года прошли первые симфонические концерты в его честь. С 1975 года Международный День музыки – официальный праздник людей искусства: композиторов, музыкантов, работников филармонии, музыковедов. В России о Дне музыки заговорили только в 1996 году. В этот год гениальному отечественному композитору, ученому и общественному деятелю Дмитрию Шостаковичу исполнилось бы 90 лет.  Д. Шостакович стал одним из создателей праздника, «крестным отцом» Дня музыки.

«Нареда сидел однажды погруженный в раздумья, как вдруг звуки, извлекаемые легким дуновением ветерка, прельстили его слух, они все продолжали расти, становясь все прекраснее и разнообразнее…» Так древнее индийское стихотворение рисует тот изначальный момент, когда из «ничего», от дуновения ветерка возникла первая музыка…Бога Нареду древние индусы и считали главным богом музыки, который подарил человечеству это великое искусство.

Поэтичны и разнообразны мифы, легенды и сказания древних народов о происхождении музыки. Но кто в наши дни поверят, что музыку людям послали боги и духи? В древности человек на каждом шагу встречался с музыкой природы - пением птиц, ревом животных, раскатами грома, журчанием ручья, шумом деревьев, звуками морского прибоя. Окруженный этими разнообразными звуками, он, конечно же пытался подражать им.

Задумывались ли вы над тем, как рождается музыка? Если да то, наверное, вам сразу представляется композитор, поглощенный сочинением музыки. Действительно, музыкальное творчество обычно отождествляется в нашем сознании с деятельностью композитора. При этом иногда забывают, что истоки, корни всей музыки, в том числе и профессиональной, лежат в народном искусстве. Нам неведомы авторы народных мелодий, которые по сей день пленяют нас. У народной музыки есть два «золотых» свойства, объясняющих ее непреходящую ценность. Первое заключается в том, что она в виде музыкальных образов отражает жизнь, быт, традиции, характер народа. Второе свойство - многовековая шлифовка временем. Созданная безвестным автором, песня закреплялась в памяти исполнителей, каждый из которых вносил в нее свои поправки, и все наиболее ценное, что было создано народной мудростью, составляло фольклор-основу дальнейшего профессионального творчества композиторов всех стран. Не случайно замечательные достижения народной музыки проникли практически во все области музыки профессиональной. Многие жанры и формы профессиональной музыки, тоже первоначально возникли в народном творчестве. Скажем, весьма распространенная в классической музыке форма рондо, в ней написаны различные пьесы и фрагменты произведений Гайдна, Моцарта, Шопена, Бетховена, родились из народных хоровых песен. Прародители всех музыкальных инструментов, используемых сегодня в профессиональной музыке, - народные инструменты. Наиболее яркий пример-это скрипка, долгое время не признаваемая профессионалами именно за то, что была народным, «мужицким» инструментом.       Единственными профессиональными исполнителями народной песни были долгое время странствующие актеры. На Руси их называли скоморохами, во Франции- жонглерами, в Германии -шпильманами, в Англии- менестрелями.

Однако народную песню заглушить было нельзя. В некотором смысле у музыки более счастливая судьба, чем у других видов искусства. В то время как многочисленные войны и стихийные бедствия безвозвратно уничтожали творения самодеятельных умельцев-живописцев, зодчих, мастеров прикладного искусства, - народные мелодии, как и пословицы, сказки, былины, устно передавались из поколения в поколение и таким образом были сохранены для потомков. Многие композиторы черпали из народной музыки богатейший методический материал. Проникаясь самим духом народной музыки, они старались передать его в своих произведениях.       «Музыку создает народ, а мы художники, только аранжируем ее». Это высказывание принадлежит М.И.Глинке- композитору, для которого русская народная музыка стала основой всего творчества. По стопам Глинки прошли и другие русские творцы музыки- Даргомыжский, Балакирев, Бородин, Мусоргский… Как бы развивая мысль классика русской музыки, С.И. Танеев говорил: «Прочно только то, что корнями своими гнездится в народе».

Литература, представленная на выставке:

1.Ардли, Нил.Музыка / Нил Ардли; главный редактор Е. Мирская. - Москва: Слово, 1999. - 64 с.: цв.ил.

2.Баскин, Михаил Израйлевич. Живая сила музыки: Из опыта музыкально-общественной деятельности Ленинградской организации Союза композиторов РСФСР / М. И. Баскин. - Ленинград: Советский композитор, 1978. - 133 с.: фот.

3.Бокщанина, Евгения Андреевна.История музыки народов СССР до Великой Октябрьской социалистической революции: учеб. пособие / Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Кафедра истории музыки. - 2-е изд., доп. - Москва: Музыка, 1978. - 427 с.: портр., муз. пр.

4.Владыкина-Бачинская, Нина Михайловна. Русское народное музыкальное творчество: хрестоматия для муз. училищ / Н. М. Владыкина-Бачинская, Т. В. Попова. - 4-е изд. - Москва: Музыка, 1973. - 302 с.: ил., муз. пр.;

5.Музыка народов Азии и Африки.: Сборник статей. Вып.2 / сост., ред., авт. предисл. В. С. Виноградов. - Москва: Советский композитор, 1973. - 422 с.: ил., муз. пр.

6.Музыка России: Музыкальное творчество и музыкальная жизнь республик Российской Федерации. Вып.7. 1983-1985 / ред. Е. А. Грошева; сост. А. В. Григорьева. - Москва: Советский композитор, 1988. - 336 с.: фот.

7.Народная музыка: история и типология: Памяти профессора Е.В. Гиппиуса (1903-1985) / ред. и сост. И. И. Земцовский. - Л.: ЛГИТМИК, 1989. - 185 с.: муз. пр.

8. Народная музыка СССР и современность: Сборник статей / ред., сост. И. И. Земцовский. - Ленинград: Музыка, 1982. - 184 с.: муз. пр., фот. цв.

9.Пичугин, Павел Алексеевич. Музыкальная культура андских народов / П. А. Пичугин; Академия наук УССР, Институт Латинской Америки. - Москва: Наука, 1979. - 87 с.: муз. пр.;

10.Популярная история музыки / автор-составитель Е. Г. Горбачева. - Москва: Вече, 2002. - 512 с.: ил.

11.Пичугин, Павел Алексеевич.Народная музыка Аргентины / П. А. Пичугин. - Москва: Музыка, 1971. - 208 с.: ил., муз. пр.

12.Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях ее творцов / Сост. Л.А. Серебрякова. - Челябинск: Урал ЛТД, 2001. - 512 с.

13.Сохор, Арнольд Наумович. Музыка как вид искусства: учебное пособие / А. Н. Сохор. - 3-е издание, стереотипное. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2022. - 124, [4] с.

Отдел литературы по искусству