«Алхимик и композитор Александр Бородин»

Сектором краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы библиотечно-информационного молодёжного центра Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвящённая 185-летию со дня рождения выдающегося русского композитора А. П. Бородина.

Александр Порфирьевич Бородин – человек редкой, удивительно разносторонней одарённости.

Родился 12 ноября 1833 года в Петербурге. Музыкой Саша начал заниматься с восьми лет и вскоре научился играть на флейте, фортепиано, а позднее и на виолончели. Сочинять мальчик начал, едва ему исполнилось девять лет.

В 1850 году Саша Бородин поступил в Медико-химическую академию. Учёба шла успешно. Защитив докторскую диссертацию, в 1859 году он уезжает за границу.

Три года Бородин провёл в Германии, Франции, Италии (вместе с друзьями, впоследствии выдающимися учёными – Д. Менделеевым и И. Сеченовым), работая в крупнейших библиотеках и лабораториях Европы, знакомясь с методами преподавания профессоров разных стран.

Большое значение для музыкального самоопределения Бородина имело знакомство за границей с его будущей женой, талантливой пианисткой из Москвы Е. С. Протопоповой, открывшей ему поэтический мир произведений Шопена, Шумана, Листа, Вагнера. Присутствие рядом тонкого музыканта углубляло музыкальные интересы и вкусы Александра Порфирьевича, активизировало его творческие поиски.

По возвращении из заграничной командировки Бородин познакомился с М. Балакиревым и стал постоянным посетителем его вечеров. Музыкальная атмосфера балакиревского кружка звала к творчеству, и Бородин принялся за трудную и большую работу – симфонию. Работа шла медленно и заняла несколько лет, но, когда симфония была исполнена под управлением Балакирева, всех поразила зрелость и законченность этого «первого опыта». Здесь сказался весь характер Бородина, его свойство: работать не спеша и наверняка, находя для каждой мысли единственно верное и точное выражение, подчиняя фантазию художника дисциплине ума учёного.

Первая симфония обозначила новый период творчества Бородина. Кроме этой симфонии его содержание составили романсы конца 1860-х годов – «Песня тёмного леса», «Спящая княжна», созданный в 1870 году романс-баллада «Море», начало работы над Второй симфонией и параллельно над оперой «Князь Игорь».

Основой оперы «Князь Игорь» стал замечательный памятник древнерусской культуры XII в. «Слово о полку Игореве». Сюжет подсказал ему В. Стасов, любитель и знаток русской старины. Национальность, характеры, Восток, страстность и драматичность сюжета как нельзя более подходили композитору. Он тщательно отнёсся к этому сюжету: изучил типы, характеры, мелодическое творчество финско-тюркских народов и сам переделал сценарий. Но сочинение оперы затянулось надолго, и Бородин до конца жизни её не окончил. Завершили «Игоря» после смерти композитора его друзья – А. К. Глазунов и Н. А. Римский-Корсаков.

В конце жизни Бородин всё больше отдаётся музыке. В эти годы была создана симфоническая картина «В Средней Азии», несколько фортепианных пьес и камерных ансамблей. Была начата и работа над Третьей симфонией, которую он не успел закончить.

Бородин-музыкант и Бородин-учёный находились в полнейшей гармонии с Бородиным-человеком, проявляющим активный интерес к общественной жизни. В частности, Бородин участвовал в организации Женских врачебных курсов. Все современники, оставившие свои воспоминания о Бородине, подтверждают исключительное обаяние, высокие личные качества Бородина, его доброту, отзывчивость.

Воздействие Бородина на дальнейший путь развития русской музыки было очень значительным ещё при жизни композитора, не только в России, но и за рубежом. Особенно высоко его музыку оценил Лист.

Бородин умер 27 февраля 1887 года в Петербурге. Он написал сравнительно мало и умер в расцвете творческого таланта. Разнообразие характеров, элементов русского и восточного, поэтичность, сила, грация, юмор, мечтательность, широкий богатырский размах, соединённые с обилием гармонических и инструментальных красок, составляют отличительные черты творчества Бородина.

Литература, представленная на выставке:

1. Асафьев Б. А. Русская музыка. XIX и начало XX века. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 1979. – 344 с.

2. Белза И. Бородин А. П. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1947. – 71 с.

3. Бородин А. П. Критические статьи. – 2-е изд., доп. / сост. В. В. Протопопов. – М.: Музыка, 1982. – 86 с.

4. Головинский Г. Л. «Князь Игорь» А. П. Бородина: Путеводитель по опере. – 3-е изд., доп. – М.: Музыка, 1980. – 80 с.

5. Добровенский Р. Г. Композитор, ищущий неизвестности: Повесть о Бородине. – М.: Музыка, 1978. – 128 с.

6. Дианин С. А. Бородин: Жизнеописание, материалы и документы / под общ. ред. И. Ф. Бэлза и В. А. Киселёва. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1955. – 378 с.

7. Зорина А. «Могучая кучка»: Популярная монография (Музыкальная библиотека для юношества). – М.: Музыка, 1999. – 100 с.

8. Коллина С. Классическая музыка от и до / пер. с англ. Т. Новиковой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 288 с.

9. Крюков А. Н. «Могучая кучка». Страницы истории петербургского кружка музыкантов. – Л.: Лениздат, 1977. – 272 с.

10. Орлова Е. М. Очерки о русских композиторах XIX – начала XX века: Учеб. пособие. – М.: Музыка, 1982. – 223 с.

11. Письма А. П. Бородина – III выпуск (1878–1882) / ред. С. А. Дианин. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1949. – 454 с.

12. Русские композиторы. История отечественной музыки в биографиях её творцов / сост. Л. А. Серебряков. – Челябинск, Урал Л.Т.Д., 2001. – 602 с.

13. 100 великих композиторов / автор-составитель Д. К. Самин – М.: Вече, 2002. – 624 с.

14. 166 биографий знаменитых композиторов / автор-составитель Л. В. Михеева. – СПб: Композитор, 2000. – 208 с.

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы