22 ноября 2024 года отдел литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова провел информационный час для коллег на тему «История России глазами художников».
Начался информационный час с выступления заместителя директора по работе с библиотечными кадрами библиотеки Магомедрасула Магомедрасулова.
Провела курсы заведующая отделом литературы по искусству Заира Кухмазова. Она подчеркнула, что наша страна, начиная с ранних становления Руси идо образования Российского государства, претерпела немало трагических событий. Сколько ратных подвигов совершили наши предки в борьбе с завоевателями, как с Запада, так и с Востока. Эти события и свершения прошлого ярко воплощены в полотнах художников ХVII –начала ХХ века. Искусство и история всегда были неразрывно связаны, и это особенно верно для русских художников, которые не только создали множество шедевров, но и отразили в них дух своего времени. К страницам отечественной истории первым обратился академик Антон Лосенко. Его картина «Владимир и Рогнеда» положила начало русской исторической живописи.
Обращались к прошлому в своей живописи и знаменитые художники такие как: В. Васнецов, В. Суриков. И. Репин, В. Серов. В.Перов, В.Верещагин, Г. Мясоедов и многие другие художники.
Исторические события, освободительное движение горцев привлекли внимание к Дагестану передовой мировой общественности, прогрессивных кругов художественно-творческой интеллигенции России. В разные годы в Дагестане плодотворно работали такие известные русские художники, как Г.Г. Гагарин, Ф.Ф. , Ф.А. Рубо, Е.Е. Лансере и многие другие. Они отразили в своих произведениях драматические события, суровые горные пейзажи, русских воинов и образы мужественных горцев, выполненные с чувством глубокой симпатии и уважения к свободолюбивым народам Дагестана.
Под влиянием творчества выдающихся русских художников, посетивших Дагестан в конце ХIХ — начале ХХ в., в среде национальной творческой интеллигенции пробуждается неподдельный интерес к европейской культуре. Возникает потребность освоения новых изобразительных форм — живописи, пластики, графики. Первым представителем Дагестана, получившим в художественной школе специальное европейское образование еще в дореволюционный период, был уроженец селения Чох Халил-бек Мусаев.
Качественно новое явление в художественной жизни нашей республики представляет собой творчество Евгения Лансере — первого из крупных мастеров русской культуры, связавшего с Дагестаном жизнь и творчество, достигшего высокой степени понимания и освоения местной национальной культуры и оказавшего бесспорное влияние на формирование и развитие самобытного профессионального изобразительного искусства горцев. Его учениками были основоположники национального профессионального изобразительного искусства Дагестана — Муэддин-Араби Джемал и Хас-Булат Нухбекович Аскар-Сарыджа. Их творчество во многом определило развитие дагестанской живописи и скульптуры. Картина М. Джемала «Объявление автономии Дагестана» (1936-1939) является первым произведением историко-революционного жанра в профессиональном изобразительном искусстве республики. По ходу выступления на экране демонстрировались картины художников. В завершение своего выступления Заира Кухмазова предложила коллегам посмотреть документальный фильм «Краски души моей», посвященный культуре и искусстве Дагестана.
В продолжение курсов коллеги прослушали доклад главного библиотекаря отдела иностранной литературы Гульмира Мардановой, посвященный юбилярам зарубежной литературы.
Отдел литературы по искусству