«Воплотил в красках дух революции»

В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована выставка «Воплотил в красках дух революции», посвящённая 140-летию со дня рождения русского художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина.

Петров-Водкин является одним из замечательных и своеобразных художников русской земли. Вся его жизнь прошла в творческих поисках. Мыслитель, философ, беззаветно любящий свой народ и родину, он создаёт глубокое и сильное искусство. 

В 1878 году в небольшом городке Хвалынске, раскинувшемся на берегу Волги, в семье бедного сапожника родился будущий художник. С ранних лет его занимала и волновала красота природы. Однако от его глаз не укрылась и тяжёлая жизнь родного народа. Мальчик увлекался литературой, музыкой и изобразительным искусством. Случай решил судьбу сына сапожника. В 1895 году в Хвалынск приехал архитектор Р. Мельцер. Он сразу же оценил художественные способности юноши и помог ему уехать в Петербург. Через некоторое время Петров-Водкин переезжает в Москву и семь лет изучает живопись в Московском училище живописи и ваяния. В 1923 году осуществляется его давняя мечта – он едет за границу, где знакомится с величайшими творениями европейских художников. Петров-Водкин проходит серьёзную школу. Он побывал в Турции, Греции, Франции, Африке. Изучал творчество художников периода Возрождения, а также все появлявшиеся в то время новые художественные течения. После четырёх лет странствий художник возвращается на родину и привозит с собой более 200 этюдов, тысячи рисунков и десятки картин. 

Он обосновывается в Петербурге на Каменном острове. Петрова-Водкина, обогатившего свои знания и опыт, в это время привлекают религиозные сюжеты и стенопись в традициях русской религиозной живописи. Одновременно с этим он стремится придать своим работам высокий художественный смысл, найти современный стиль. 

В 1911 году Петров-Водкин создаёт знаменитую картину «Купающиеся мальчики». Он мастерски передаёт свои непосредственные впечатления, насыщая картину ритмикой и движением. Эта картина была первой, в которую художник вводит образ юноши, мальчика, впоследствии так часто встречающийся в его творчестве. 

В 1912 году Петров-Водкин рисует «Купание красного коня». В этой картине чувствуется влияние древнерусских икон, однако художник сумел придать ей современное звучание. Огненного коня на переднем плане зритель воспринимает не только как динамичный и яркий образ, но и как мечту о красоте, как символ силы и благородства. Интересна судьба этой замечательной картины. В 1914 году она была послана на выставку в Швецию, где Петров-Водкин получил за неё почётный диплом и медаль. Потом наступили бурные политические события. Первая мировая война, Октябрьская революция. Картина затерялась. И лишь в 1950 году она была возвращена жене художника, а в 1961 году включена в сокровищницу Третьяковской галереи. 

Одна из излюбленных тем Петрова-Водкина – женщина-мать. И мы видим его мадонн, взятых из жизни, видим женщин бескрайней русской земли. Их чуткость и удивительную душевность художник раскрывает с помощью своего своеобразного стиля, в котором всё яснее проступает монументальность, чувствуются традиции древней русской живописи. 

В годы первой мировой войны К. С. Петров-Водкин создаёт несколько замечательных полотен, среди них «На боевых позициях». В те времена эта картина вызвала настоящий политический скандал, потому что в ней говорилось о простых солдатах, отдающих свою жизнь за Родину без всякого пафоса и напыщенного героизма. Изображённый на переднем плане юноша-офицер не имеет ничего общего с парадным и фальшивым образом плакатного героя. 
Грянула революция. Над улицами и площадями Петрограда пронёсся её грозный и могучий грохот. Петров-Водкин принимает близко к сердцу реформы Академии художеств, участвует в создании новой системы в художественном образовании молодёжи. В первые годы революции он много работает – рисует плакаты, иллюстрирует книги. Тогда же появилась серия его натюрмортов «Селёдка», «Утренний натюрморт», «Натюрморт с самоваром» и др. После революции творческие силы Петрова-Водкина проявились во всю свою силу и полноту. Будь то портреты «Анна Ахматова», «Автопортрет», «Девушка в красной косынке», «Девушка в сарафане» или полотна «После боя», «Смерть комиссара», «Петроград 1918 г.», «1919 год», «Тревога», на которых запечатлены эпизоды Гражданской войны, или картины будней, – все эти произведения насыщены яркими образами и идеями. В них раскрывается трагедия смерти и торжество жизни, единство людей. 

Петров-Водкин скоропостижно скончался 15 февраля 1939 года. Велико художественное наследие, оставленное художником. Оно выдержало испытание временем и по-прежнему ценно для народа, для которого жил и работал Петров-Водкин. 

Литература, представленная на выставке:

1. Выставка произведений заслуженного деятеля искусств РСФСР Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина [Текст]: Каталог / Союз художников СССР, Государственный русский музей. Государственная Третьяковская галерея; сост.: Н. А. Барабанова, Е. Н. Селизарова. – М.; Л.: Советский художник, 1966. – 79 с.: ил.

2. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939) [Текст]: Каталог выставки / Государственный русский музей; сост. Е. Н. Селизарова. – М.; Л.: Советский художник, 1966. – 55 с.: ил.

3. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин [Текст]: Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство / авт., сост. А. Ю. Русаков. – Л.: Аврора, 1986. – 300 с.: цв. ил.

4. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939) [Каталог]: Графика. Из собраний Государственного Русского Музея. – М.: Советский художник, 1980. – 100 с.: ил.

5. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939) [Текст]: к 100-летию со дня рождения. Каталог / Государственный русский музей; сост. Е. Н. Селизарова. – Л.: [б. и.], 1978. – 83 с.: ил.

6. Петров-Водкин [Текст] / ред. Д. Ладыгина; авт. вступ. статьи и сост. В. И. Костин. – Л.: Аврора, 1976. – 135 с.: цв. ил.

7. Петров-Водкин К.С. [Текст] / сост. Н. А. Антонович. – М.: Советский художник, 1986. – 164 с.: цв. ил.

8. Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич (1878–1939). Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия [Текст] / К. С. Петров-Водкин; авт. предисл. Ю. А. Русаков. – Л.: Искусство, 1970. – 628 с.: ил.

9. Петров-Водкин [Изоматериал]: Альбом / Государственный Русский музей; сост. Е. Н. Селизарова. – М.: Изобразительное искусство, 1976. – 28 с.: цв. ил.

10. Ракитин, Василий Иванович. Петров-Водкин [Изоматериал] / В. И. Ракитин. – М.: Советский художник, 1971. – 25 с.: цв. ил.

Отдел литературы по искусству