С 1 февраля 2025 года в читальном зале отдела краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова вниманию читателей представлена книжно-иллюстративная выставка «Жизнь, отданная искусству», посвященная к 125-летию со дня рождения Готфрида Гасанова, Муэтдина-Араби Джемала, Хас-Булата Аскар-Сарыджа. На ней представлены литература о жизни и творческой деятельности юбиляров, а также иллюстрации их работ и нотные издания прелюдий для фортепиано Г. Гасанова. Экспозиция будет действовать в течение года.
Отцом дагестанской профессиональной музыки считается лезгин Готфрид Алиевич Гасанов (1900-1965). Его малая родина- Дербент. В 1923 году о нем, студенте Ленинградской консерватории говорили, что пианист Г. Гасанов, «представляет собой такую музыкальную величину, которым смело может гордиться Дагестан». Он был участником гражданской войны, защитником Ленинграда в трагические годы его блокады, до конца испил горькую чашу судьбы нашей страны. На свои плечи возложил и вынес на музыкальную арену страны суть и судьбу народов Дагестана. Союз композиторов Дагестана, куда входили известные имена: Г. Гасанов, Н. Тагиров, С. Агабабов, М. Кажлаев в музыкальном мире был назван «Могучей кучкой». Это была честь для народов Дагестана.
Творчество дагестанского композитора дважды лауреата Сталинской премии Готфрида Алиевича Гасанова давно завоевало признание музыкальной общественности далеко за пределами республики. Первая дагестанская опера «Хочбар» Готфрида Гасанова, созданной им в 1937 году, была поставлена в Махачкале только 28 июня 1996 года. Дагестанцы восприняли ее как значимое явление в культурной жизни республики. В Дагестане композитор широко известен не только как автор многих музыкальных произведений, но и как педагог, пианист, общественный деятель и собиратель фольклора.
Признанным классиком дагестанской многонациональной живописи является кумык из селения Нижнее-Казанище Муэддин Джамал (1900-1960). Он был учеником Е. Лансере. Знание фольклора, быта и традиции позволило ему создать целую серию эпических сильных работ: «В сакле богатея», «Поле», «Чабаны», «Праздник в Кубачах». На тематической выставке 1939 года, посвященной Сулейману Стальскому, был представлен «Портрет Сулеймана Стальского - один из наиболее выразительных портретов, созданных художником. В годы Великой Отечественной войны художник рисует с натуры «Портрет Абуталиба», «Портрет Героя Советского Союза Магомеда Гаджиева», «Горцы- ходоки к В.И.Ленину». Одна из последних значительных работ Джемала – картина «Август. Сбор персиков», которая явилась своеобразным итогом творчества талантливого художника, безгранично любившего Дагестан, красоту его природы, дела его народа.
Сверстником и другом М.-А. Джемала являлся основоположник дагестанской национальной скульптуры, лезгин из селения Ахты Хасбулат Нухбекович Аскаров (1900- 1978). Чтобы получить профессиональное образование, он поехал учиться в Ленинградскую Академию художеств и успешно ее окончил, стажировался в Италии.
Его первые камерные композиции «Ахультинки», «Мать с ребенком», «Горянка» наполнены лиричностью и эмоциональностью. В 30-х годах XX века продолжает работать в области станковых жанров, с интересом берется за выполнение произведений монументального искусства. Переехав в Москву Аскар-Сарыджа оформил павильоны Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, создал здесь статуи «Металлург», «Колхозница», «Чабан». В 1946 году выполнена одна из прекрасных работ «Балхарка за работой». Он помог создать величественную конную композицию Махачу Дахадаеву на привокзальной площади в Махачкале, а также памятники С. Стальскому и Г. Цадасе. К портретным работам можно добавить бюсты дагестанских поэтов Е. Эмина, И. Казака, портрет У. Буйнакского, надмогильная стела поэта Махмуда, величественная гипсовая фигура имама Шамиля.
В отдельном разделе представлены книги, в которых рассматриваются проблемы и формы деятельности творческого союза - Дагестанского отделения Союза композиторов и Союза художников, а также разные издания, в которых напечатаны статьи о самых различных направлениях искусства.
Издания, представленные на выставке:
1. Абдуллаева Э.Б. Композиторы Дагестана на рубеже XX-XXI веков: стилевые характеристики, творческие портреты. - Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, АЛЕФ, 2019.- 168с.
2. Гейбатова-Шолохова З.А. Хас-Булат Аскар-Сарыджа: Жизнь и творчество. - Махачкала: Издательство «Юпитер», 2000.- 280с.
3. Гусейнов М.А. Дагестанские деятели музыкальной культуры ХХ века: Книга- справочник.- Махачкала: Республиканская газетно-журнальная типография, 2005.- 216с.
4. Музыка красок. Сборник очерков о художниках. - Махачкала: Дагестанское книжное изд- во, 1979.-105с.
5. Ханжов Ю.Г. Музыкальное искусство Дагестана второй половины ХХ века (1954- 1960). - Махачкала: УДПО МЦПК, РДНТ МК РД, 2018.- 248с.
6. Художники Дагестана. Изобразительное искусство (1917-2007). - Махачкала: Издательство «Лотос», 2007. - 416с.
С.Н. Мусаева, главный библиотекарь отдела краеведческой
и национальной литературы