С 14 января 2025 года отделом литературы по искусству Национальной Библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована тематическая выставка «Искусство каллиграфии».
Каллиграфия — искусство с древними традициями, которые в течение тысячелетий формировались в разных уголках земли, является одной из отраслей изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма.
Китайская письменность – это возможно, единственная письменная речь, которая сохранила больше других свое первоначальное значение, даже заметно изменившись с течением времени. Каллиграфия в Китае в отличие от других регионов, изначально рассматривалась в качестве важной формы живописного искусства, а не только как средство написания красивых письменных знаков. Каллиграфия на основе иероглифов имеет глубокий философский смысл и служит важным средством выражения эмоций наряду с поэзией и живописью.
Для китайцев каллиграфия очень уважаемое искусство, даже более важное, чем живопись. Согласно китайским традициям, человек, владеющий навыками каллиграфии, достоин восхищения и почитания.
Арабская письменность происходит от персидской, арамейской и набатейской письменности. Это один из универсальных видов письменности, имеющий большую историю, поскольку использовался для написания священных исламских текстов. Так как Коран осуждает живописное изображение любых живых существ, каллиграфия имеет огромное значение в арабской религиозной культуре. В мусульманском мире каллиграфия является частью всех сфер повседневной жизни. Хороший пример можно увидеть в архитектуре: на самых значимых сооружениях, таких как мечети или дворцы наподобие Альгамбры в Гранаде, каждый может полюбоваться необычным орнаментом, в основе которого заложена каллиграфия.
Арабские каллиграфы постепенно научились создавать из письменных знаков причудливые орнаменты для украшения зданий, ковров, предметов повседневного быта. В исламском мире высоко ценились красота линий и четкость надписей, точное соблюдение пропорций букв.
На территории индийского субконтинента, на протяжении тысячелетий одна культурная эпоха сменяла другую, поэтому виды письменности и соответствующие им стили каллиграфии здесь очень разнообразны. Санскрит, произошедший от самых древних языков, ныне считается классическим. Существует огромное количество текстов, выгравированных в храмах и на монументах, множество письменных памятников, выполненных на различных видах основ.
Рукописная традиция сыграла ключевую роль в развитии индийской каллиграфии. Создание рукописей было не просто способом сохранения текстов, но и высоким искусством, требующим мастерства и преданности делу. Особенно важную роль играли религиозные рукописи — буддийские сутры, эти тексты часто оформлялись с особой тщательностью, сочетая каллиграфию с миниатюрной живописью и орнаментальным декором.
Кириллица появилась в VII в., и в настоящее время она является письменностью многих народов Восточной Европы. В кириллице, как и в других видах письменности, развивалась каллиграфия. На Руси вязь появилась в конце XIV в., а в XV в. получила широкое распространение в Новгороде, Пскове, Твери, Москве, а также в Троице-Сергиевой лавре, ставшей центром русской письменности. К концу XV века она стала наиболее употребляемым видом письма в России. Вплоть до конца ХIХ в. вязь использовалась для оформления церковных книг, икон, интерьеров храмов.
Русский художник и книжный иллюстратор Иван Билибин стал применять вязь в оформлении книг, рекламы, афиш. Интересные декоративные эффекты на основе соединения вязи и элементов, свойственных стилю модерн, создает художник Михаил Врубель. Параллельно главный художник русских сказок Виктор Васнецов использует вязь в оформлении убранства соборов и даже росписи марок.
На рубеже XIX-XX веков вязь окончательно вышла из церковного обихода на более широкий ландшафт, проникла в типографику, стала использоваться в оформлении книг и в декоративно-прикладном искусстве.
В современном мире каллиграфия представляет собой искусство красивого письма. В некоторых школах и высших учебных заведениях каллиграфию изучали и продолжают изучать как отдельный предмет. Каллиграфия влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение.
Литература, представленная на выставке:
1.Адамова, Адель Тиграновна. Миниатюры рукописи поэмы «Шахнаме» 1333 года / А. Т. Адамова, Л. Т. Гюзальян. - Ленинград: Искусство, 1985. - 167 с.: ил.
2.Белозёрова, В. Г. Искусство Китайской каллиграфии / В. Г. Белозёрова. - Москва: Российский гуманитарный университет, 2007. - 481 с.: ил.
3.Буркхардт, Титус. Искусство Ислама. Язык и значение: монография / Т. Буркхардт; перевод с английского Н. П. Локман. - Таганрог: Ирби, 2010. - 288 с.: ил.
4.Васильева, О. В. Нить жемчуга. Иранское книжное искусство XIV-XVII веков в собрании Российской национальной библиотеки / О.В. Васильева. - Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2008. - 131 с.: цв.ил.
5.Все о технике: каллиграфия / перевод с испанского Е. В. Левшуна. - Москва: АРТ-РОДНИК, 2012. - 143 с.: ил.
6.Галерея знаменитых художников / главный редактор Цзэн Цзыжун; перевод с китайского Н. Демидо, А. Донченко. - Москва: АНО ИИЦ Наука; Рипол классик, 2021. - 144 с.: цв. ил.
7.Лиепина, Анна Андреевна. Курс по леттерингу и каллиграфии / Анна Лиепина; предисловие автора. - Москва: АСТ, 2023. - 144 с.: ил.
8.Образ мечети = Image of Mosgue / автор и составитель Г. В. Ласикова. - Москва: Издательский дом «Марджани», 2015. - 335 с.: цв. ил.
9.Проненко, Леонид Иванович. Каллиграфия для всех / Л. И. Проненко. - Москва: Книга, 1990. - 248 с.: ил.
10.Харрис, Дэвид. Искусство каллиграфии: практическое руководство по приемам и техникам: история стилей на протяжении веков / Дэвид Харрис; перевод с английского Екатерины Петровой. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 128 с.: ил.
Отдел литературы по искусству