С 20 ноября 2024 года в читальном зале отдела краеведческой и национальной литературы представлена книжная выставка, посвященная поэту, прозаику, художнику, бизнесмену, спортсмену Надыру Мугадовичу Хачилаеву. В этом году Надыру Хачилаеву исполнилось бы 65 лет. Надыр Хачилаев родился в 1959 году в сел. Вихли Кулинского района. Вырос и учился в школах сел Кума, Куркли, в школах – интернатах гг. Хасавюрта, Избербаша.
По окончании средней школы был призван на службу в ряды Советской Армии и служил в полку, носящем имя его прославленного земляка дважды Героя Советского Союза летчика испытателя Амет – Хана Султана.
После службы в армии поступил в Литературный институт им. М. Горького. Окончил отделение поэзии, семинар популярного в то время поэта – песенника Евгения Ароновича Долматовского.
Первые стихи Надыра Хачилаева были овеяны чистотой горного воздуха и прохладой родниковой воды, поэтому обладали особой привлекательностью. В журнале «Октябрь» была опубликована его повесть «Спустившийся с гор», написанная в жанре психологического детектива. В ней поднимались национальные, религиозные, философские и нравственные проблемы, которые во многом отражали нашу современность. В скупой, аскетической, «дневниковой « прозе Хачилаева (ее кажущаяся простота даже порождает соблазн увенчать автора лаврами «дагестанского Хемингуэя" нашли отражение драматические реалии современного Кавказа: от мощного брожения национального духа до все более усиливающегося владычества мафиозных структур и криминализации всего общества. Проза Хачилаева, заключенная в повестях «Три ветра и одна тишина», «Спустившийся с гор» и «Мой путь к правосудию», держит читателя в непрестанном напряжении. Характеризуя Надыра, Игорь Леонидович Волгин – научный руководитель его дипломной работы заметил: «хочется увенчать его лаврами дагестанского Хемингуэя». Во время учебы в Литературном институте им. М. Горького Надыршах был увлечен творчеством Эрнеста Хемингуэя, перечитывал его произведения. Особенно он восхищался романом «Прощай оружие!». Надыршах учился у него технике построения диалога, особой стилистике и замысловатым конструкциям эпитетов.
Некоторые страницы невозможно читать без содрогания, как невозможно и оторваться от них. Жизнь, показанная в этих повестях, другая, отличная от той, к какой привыкло большинство из нас, но это жизнь, та самая ее изнанка, к которой опасаешься приблизиться и которую инстинктивно избегаешь. Речь Н. Хачилаева, при всей его лаконичности, характерна образностью и яркой индивидуальностью. В зависимости от темы повествования, он то суров, то нежен, и нарисованные им картины живо возникают перед внутренним взором читателя»: «…В воздухе носился запах обдатой морозцем осени…», «…Мясо его хинкала было грубым и тугим, как каучук…». Его проза, как уже отмечалось, по-хемингуэевски скупа и аскетична. Это настоящая мужская проза с настоящим мужским почерком.
Н. Хачилаев пробует себя и в изобразительном искусстве. Это в основном лирические и философские картины о смысле жизни, о смерти (картина «Смерть и вечность»), о призрачности наших грез (картина «Пастух»). При всей кажущейся эмоциональности характера, когда чувства важнее разума, подход к собственному творчеству у Надыра Хачилаева интеллектуален, поэтому и эмоции более контролируемы. Надыр – художник, поэт, как бы останавливает мгновение, чтобы зритель, читатель мог ощутить его дыхание, а вместе с тем увидеть в нем вечное.
О разносторонности и многогранности личности Н. Хачилаева говорят и его спортивные успехи. Он обладатель черного пояса по каратэ–до он долгое время возглавлял Ассоциацию бокса Республики Дагестан в качестве ее президента. Большим событием в жизни Н. Хачилаева стало избрание его председателем Союза мусульман России. Так при посредничестве Союза мусульман России были заключены Хасавюртовские соглашения между Чечней и Россией. Будучи депутатом Государственной Думы РФ, он многое делал для локализации военных конфликтов между абхазами и грузинами, ингушами и осетинами, азербайджанцами и лезгинами.
Надыр, добрый и жесткий, сильный и ранимый, логичный и безрассудный, дисциплинированный и хаотичный, был необъятен, как мир. Его любовь к народу, к своей земле была безгранична, и была соткана из боли за их судьбы, заполняющей каждую клеточку его души.
Литература, представленная на выставке:
1. Хачилаев Н. Спустившийся с гор. Повесть (перевод с лакского И. Волгина). – Махачкала: Издательство «Лотос», 2016. -144с.
2. Абуева Ж. Надыр Хачилаев: Листая судьбу… - Махачкала: ООО «Лотос», 2008. -368с.
3. Ильясов Х. Братья. - Махачкала, 2003. - 244с.
4. Дагестан сквозь призму времени. Лакский район. – Махачкала: ИД «Эпоха», 2011. -528с.
5. Лакцы. – Серия «Народы Дагестана». / Авт. сост. С.М. Касумов. – Махачкала: ГАУ РД «Дагестанское книжное издательство», 2014. -672с.
А. Бижитуева, отдел краеведческой и
национальной литературы