«Мастер пера»

С 20 июля 2024 года в отделе иностранной литературы Национальной библиотеки РД им Р. Гамзатова представлена выставка, посвящённая 125-летию со дня рождения американского писателя Эрнеста Миллера Хемингуэя.

Американский писатель Эрнест Хемингуэй (1899-1961) – один из наиболее известных у нас больших мастеров прозы современного Запада. Хемингуэй в нашем сознании занял место классика зарубежной литературы. Он воплотил в своём творчестве новейшие достижения искусства слова.

Особое обаяние Хемингуэя заключено в той цельности, где воедино сплавлены и литературный стиль, колорит его прозы и жизненный облик, характер самого писателя. Раз прочитав, его книги не забываешь: печать его личности ложится на страницу с такой мужественной силой и чёткостью, что спутать прозу Хемингуэя с чьей-то другой почти невозможно.

До конца честный и правдивый в своих книгах он существенно обогатил наши представления о современном мире, о людях разных континентов.

Знаменитый писатель «потерянного поколения», лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года и выдающийся журналист своей эпохи, он стал известен благодаря роману «Прощай, оружие!» о событиях Первой мировой войны. Роман «По ком звонит колокол» - непревзойденный шедевр, посвященный испанской трагедии Гражданской войны.

В повести «Старик и море» открывается человеческая судьба простого рыбака, прославляется дух борьбы при полном отсутствии материальной выгоды.

Его главным университетом стала работа репортером в газетах, военным корреспондентом на четырех войнах.

Широкое признание Хемингуэй получил благодаря своим произведениям и личной жизни, полной приключений, романтики и трагедий. Его стиль, кратких, но насыщенных диалогов, значительно повлиял на литературу XX века.

Он торопился прожить насыщенную событиями жизнь.

В большую литературу Хемингуэй вошел во второй половине 20-х годов, когда вслед за книгой рассказов «В наше время» (1924), появляются его первые романы – «И встает солнце» (1926); у нас более известен под названием «Фиеста» и «Прощай, оружие!» (1929). Эти романы дали повод к тому, что Хемингуэя стали считать одним из наиболее выдающихся художников «потерянного поколения».

Хемингуэй выступил как представитель и певец «потерянного поколения» - того поколения молодых людей Европы и Америки, чья судьба была тяжко искалечена империалистической войной. Тревожное чувство катастрофы и безысходности постоянно гложет героев романа Хемингуэя «И восходит солнце», или «Фиеста». И эту обреченность нравственно травмированных людей не может заслонить ни праздничная красочность многих страниц книги, ни глубокая любовь к жизни, ко всему богатству её чувственных проявлений.

Тема «потерянного поколения» проходит и через роман «Прощай, оружие!» - знаменитый роман Хемингуэя. Это роман о рождении и смерти большого человеческого чувства. В романе мастерски переплетены две темы – тема войны и тема любви, рассказ о духовной трагедии героя – одновременно и исповедь писателя, и его приговор. Хемингуэй не просто показывает результаты войны, а осуждает империалистическую войну. В романе нарастает тема протеста против империалистической войны. По всей своей тональности «Прощай, оружие!» - произведение антивоенное, отвергающее чуждую народу империалистическую войну. Роман «Прощай, оружие!» вошел в сокровищницу мировой литературы.

В романе «Иметь или не иметь» (1937) Хемингуэй с глубокой убежденностью выступает против буржуазного миропорядка и морали. В творчестве художника отчетливо видно углубление антикапиталистического начала, само название романа свидетельствует о новой ступени понимания интересов противостоящих социальных классов.

Роман «По ком звонит колокол» (1940) – продолжение повествования о людях, обреченных жить в обстановке военных катаклизмов. В книге показаны крупным планом люди из гущи народа, которые обладают незаурядным умом, сложным и богатым духовным миром, способные действовать ради преодоления зла. Эти люди сохраняют веру в оправданность антифашистской борьбы, во имя её отдают свои жизни.

Из всех произведений Хемингуэя, опубликованных после романа «По ком звонит колокол», самое значительное – повесть-притча «Старик и море» (1952). В романе сказалась верность писателя народу, его глубокое уважение к простому человеку, к труженику, ведущему тяжкую, полную лишений и опасностей жизнь. «Старик и море» навсегда останется выражением любви к народу, его знания самых ценных тайников народной души. Долгие годы, проведенные Хемингуэем на Кубе, где он поселился ещё во время войны, сделали этот остров второй Родиной писателя.

Есть глубокий смысл в том, что народ свободной Кубы бережно хранит дом Хемингуэя – последнее жилище Большого Человека, отважного воина, неутомимого путешественника, жизнелюба, создавшего книги, которые надолго запомнятся людям.

В «Зеленых холмах Африки» (1935) отразился большой и сложный этап развития Хемингуэя – тот этап, на котором он окончательно осознал себя художником-реалистом, занимающим определенное место в современном реалистическом искусстве.

Сложным был идейный и творческий путь Хемингуэя. Но американский прозаик дорог нам тем, что всегда верил в человека, что сумел увидеть и изобразить с поистине великой художественной силой реальных людей, тех, кто нашел себя в борьбе с подлинно существующим общественным злом.

Литература, представленная на выставке:

  1. Heminqway E. Старик и море= The Old Man & the Sea./ Second Edition. (на англ.яз.). – Progress Publishers, Moscow.- 1967. - 133 p.
  2. Heminqway E. A Farewell to Arms= Прощай, оружие!/ (на англ.яз.). – Progress Publishers, Moscow. - 1976. - 319 p.
  3. Heminqway E. Green hills of Africa= Зеленые холмы Африки./ (на англ.яз.). – Leningrad. Prosveshcheniye.- 1962. – 80 p.
  4. Хемингуэй Э. Иметь или не иметь = To Have and Have Not. – М.: Междунар. отношения, 1979. - 216 с.
  5. Хемингуэй Э. Фиеста = Fiesta.- М.: Междунар. отношения, 1981.- 248 c.
  6. Геккер М.Ю. и др. Американская литература. Учеб. пособие для X кл. школ с преподаванием ряда предметов на англ. яз. Под ред. проф. Я.Н. Засурского. М.: «Просвещение», 1978. – 255 с.
  7. Сборник рассказов американских писателей (Eleven American Stories)/ Сост. С.В. Шевцова. – М.: Междунар. отношения, 1978. – 192 с.
  8. Хрестоматия по современной американской литературе (1917-1941). На англ. яз. Учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. - М.: Высш. школа, 1974. – 280 с.

Г. Марданова, главный библиотекарь отдела иностранной литературы