«Окно в минувшее»

Со 2 июля 2024 года в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована выставка, посвященная 185-летию русского художника Константина Егоровича Маковского.

Произнося фамилию Маковский, в наше время для многих она с начало ассоциируется с произведениями московского жанриста Владимира и только потом с его старшим братом Константином, представителем так называемой «позднеакадемической живописи». Однако во второй половине XIX века слава Константина Маковского и в России, и за ее пределами была несравнимо выше известности Владимира Маковского и других художников демократического направления.

Будущий художник, Константин Егорович Маковский, родился 2 июля 1839 года. Его отец, Егор Иванович, был известным художественным деятелем Москвы, одним из учредителей Натурного класса. Творческая атмосфера окружала будущего художника и его брата с самого детства. В доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. В 12 лет он поступил в Школу живописи и ваяния, где первыми наставниками его были Скотти, Зарянко и Тропинин. Еще учась в этой школе, он получил от Академии художеств малую серебряную медаль за карандашный этюд (1857), а в 1858 году поступил в Академию и стал участвовать на ее выставках. В 1863 году Маковский принял участие в знаменитом «бунте четырнадцати», когда вместе с еще 13 лучшими учениками во время конкурса на большую золотую медаль отказался писать картину на заданную тему.

Успехом и спросом пользовались картины живописца, который с одинаковым успехом создавал монументальные исторические полотна и камерные лирические портреты. Попадаются в наследии Константина Егоровича и редкие натюрморты, которые демонстрируют универсальность его дарования. Однако наибольшей известностью пользуются изображения народных красавиц, изображенных в традиционном русском убранстве. К этому циклу относятся работы «За чаем», «У околицы», «Молодая боярыня», «Чарка меду».

Маковский любил создавать портреты в историческом антураже, а также писал полотна по мотивам известных событий и сюжетов: «Смерть Ивана Грозного», «Воззвание Кузьмы Минина» («Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»), «Убийство Федора Годунова в 1605 году», «Иван Сусанин».

Он входил в сообщество художников-передвижников, однако критики рассматривали его творчество как предательство демократических идей товарищей. Полотна живописца были пышными, колоритными, но при этом в них усматривали поверхностность. А тот оказался необычайно плодовитым, обойдя по количеству работ такого рекордсмена, как маринист Иван Айвазовский. И все же имя Маковского в первую очередь всплывает при воспоминании о трогательной картине «Дети, бегущие от грозы», созданной им в 1872 году. В 1890-х Константин Маковский купил мастерскую в Париже и проводил там много времени. В Россию художник вернулся только в начале 1900-х.

В 1901 году в Конногвардейском манеже в Петербурге открылась вторая выставка Петербургского общества художников. В этот период историческая живопись стала терять популярность. В прессе Маковского критиковали за поверхностные сюжеты. В 1915 году Маковский стал одним из учредителей Общества возрождения художественной Руси. Среди целей этой организации было «распространение в русском народе широкого знакомства с древним русским творчеством». Члены Общества выпускали открытки с памятниками древнерусского зодчества, выступали за чистоту русского языка от иностранных заимствований.

Спустя несколько месяцев Константин Маковский попал в аварию. На углу Садовой улицы и Невского проспекта в его экипаж врезался трамвай. Художник упал и сильно ударился головой. Маковскому сделали операцию, однако его сердце не выдержало. 30 сентября 1915 года художник умер. Похоронили Константина Маковского на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Литература, представленная на выставке:

1.Илевский, Анатолий Васильевич. «Воззвание Минина»: Картина художника К.Е.Маковского / Илевский А.В. - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1970. - 31 с.: ил.

2.Константин Маковский. Русская красавица / редактор Людмила Жукова. - Москва: Воскресный день, 2020. - 62, [2] с.: цв. ил. - (Мастера живописи. Золотой фонд).

3.Маковский, Сергей Константинович. Силуэты русских художников / С. Маковский. - Москва: Республика, 1999. - 383 с.: цв.ил.

4.Милюгина, Елена Георгиевна. Павел и Сергей Третьяковы. Собрание русской живописи. Москва / Елена Милюгина; составитель А. Астахов. - Москва: Белый город, 2016. - 238 с.: цв. ил. - (Музеи мира).

5.Островский, Григорий Семенович. Рассказ о русской живописи / Г. С. Островский. - Москва: Изобразительное искусство, 1987. - 357 с.: цв. ил.

6.Передвижники: К столетию товарищества передвижных художественных выставок / Государственная Третьяковская галерея; редактор И. М. Гофман. - Москва: Искусство, 1976. - 127 с.: ил., цв. ил.

7.Передвижники: Картины из собраний музеев СССР / автор-составитель А. К. Лебедев. - Москва: Изобразительное искусство, 1969. - 175 с.: ил.;

8.Передвижники в Государственной Третьяковской галерее / под редакцией С. Н. Гольдштейн. - Москва: Искусство, 1971. - 138 с.: цв. ил.

9.Помыткина, Лариса Ивановна. К. Маковский «Воззвание Минина» / Л. Помыткина. - Горький: Волго-вятское книжное издательство, 1978. - 32 с.: цв.ил.

10.50 великих русских художников: иллюстрированная энциклопедия / составитель Ю. А. Астахов. - Москва: Белый город, 2009. - 104 с.: цв. ил.;

11.Русские художники от А до Я / авторы: Е. М. Алленова, Н. А. Борисовская, Т. И. Володина. - Москва: Слово, 1996. - 216 с.: ил.

12.Тарасов, Лев. Константин Егорович Маковский 1839-1915 / Л. Тарасов. - Москва: Искусство, 1948. - 32 с.: ил.

13.Шумова, Марина Николаевна. Русская живопись середины XIX века / М. Н. Шумова. - Москва: Искусство, 1984. - 112 с.: цв. ил.

14.Художники-передвижники / Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Академии Художеств СССР; редактор Т. А. Савицкая. - Москва: Изобразительное искусство, 1975. - 264 с.: цв. ил.

15.Энциклопедия русской живописи: русская живопись 15-20 веков / под редакцией Т. В. Калашникова. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 351 с.: ил.

Отдел литературы по искусству