«Образование и наука: от реформ к реформам»

16 июня 2022 года в конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова прошла дискуссионная встреча, связанная с изданием новой книги известного философа Мустафы Билалова «Философия смысла жизни в ценностных установках современников». Обсуждение касалось темы «Образование и наука: от реформ к реформам». Что ожидает родителей и детей после отмены Болонской системы? Каковы перспективы национально-ориентированного образования в России и в Дагестане?

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. Болонский процесс подразумевает соблюдение двух ключевых условий: участвующие в этой системе страны придерживаются разделения высшего образования на три ступени — бакалавриат, магистратуру и докторантуру; система предполагает взаимное признание образования за рубежом — выпускник, получивший степень бакалавра в одной стране, может продолжить образование в магистратуре в другом государстве — участнике Болонского процесса.

Сейчас в связи с отказом от Болонской системы высшей школы активно муссируется реформа образования. Самый стройный хор голосов звучит, разумеется, в защиту возвращения к советской школе.

Нужна ли России двухуровневая система? Смотря, о каких профессиях, идёт речь. Например, для философов, юристов, историков вполне годится. Но совершенно исключена для тех, от чьей работы здесь и сейчас зависит будущее страны. Например, для учителей, медиков, инженеров, специалистов в области космоса – они должны освоить свою специальность цельно, с первого по последний курс. Болонская система — в первую очередь практико-ориентированная система, где фундаментальность уходит на второй план.

Процесс перехода к новой форме образования пройдет не быстро. За 20 лет было подготовлено большое количество бакалавров, они профессионально растут, а без степени магистра они не смогут дальше продвигаться, так как существуют квалификационные требования к должностям.  

Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков уточнил, что уже произошло распределение контрольных цифр приема на 22-й, 23-й учебные годы, значит, эти годы мы продолжим работать по прежней системе. Также министр подчеркнул, что три уровня образования будут работать параллельно, а остаться в Болонской системе или перейти на новую форму, решать будут сами образовательные учреждения. Безусловно, предстоит большая работа по разработке нормативно-правовой базы, включающая, в том числе проектирование образовательных программ, учебных планов и иной учебно-методической документации.

Многие утверждали, что нужно создать собственную систему высшего образования, которая продолжит мощные традиции отечественного образования, однако при этом будет использовать лучшие тенденции мировых образовательных систем.

Свое мнение высказали: ректор Дагестанского государственного университета Муртазали Рабаданов, директор ДФИЦ РАН Акай Муртазаев, директор института довузовского и допобразования Дагестанского государственного педагогического университета Магомед Хайбулаев, ректора вузов, общественники, родители и учащиеся, студенты…

Также на мероприятии профессора: Юсуп Абдулкадыров, Тельман Кафаров, Гульнара Шайдаева, Калимат Алилова и многие другие получили почетные грамоты от Российского философского общества.

Отдел культурных программ