«Экспрессионизм и богема»

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы библиотечно-информационного молодёжного центра Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представляет выставку, посвящённую 135-летию со дня рождения выдающегося итальянского живописца Амедео Модильяни.

Амедео Модильяни родился 12 июля 1884 года в семье евреев-сефардов Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен в Ливорно (Тоскана, Италия). Он был самым младшим (четвёртым) из детей. В возрасте 11 лет Модильяни заболел плевритом, в 1898 году – тифом, который был в то время неизлечимым заболеванием. Это стало поворотной точкой в его жизни. 

В 1898 году Модильяни начал посещать в Ливорно частную художественную студию Гульельмо Микели. В свои 14 лет он был младшим из учеников в своём классе. Помимо уроков в студии с сильной ориентацией на импрессионизм, в ателье Джино Ромити Модильяни учился изображать обнажённую натуру. Амедео Модильяни по праву считается певцом красоты обнажённого женского тела. Он одним из первых начал изображать ню более реалистично в эмоциональном плане. Именно это обстоятельство в своё время привело к молниеносному закрытию его первой персональной выставки в Париже. Обнажённая натура в творчестве Модильяни – это не абстрактные, рафинированные образы, а реальные портретные изображения. Техника и тёплая световая гамма в картинах Модильяни «оживляют» его полотна. Картины Амедео, выполненные в жанре ню, считаются жемчужиной его творческого наследия.

В 1909—1915 годах он считал себя скульптором и очень мало работал маслом. В своё «скульптурное» пятилетие художник написал всего около двух десятков картин, в то время как общее число его сохранившихся полотен приближается к 350. Позже он забросил скульптуру. Возможно, занятия скульптурой стали просто непосильны для него. Резьба по камню – это тяжёлый физический труд, а летящая при этом каменная пыль была противопоказана испорченным туберкулёзом лёгким художника.

Творчество Модильяни чаще всего ассоциируется у зрителя именно с его ню, и шедевр «Лежащая обнажённая» (1917—1918) – прекрасный образец жанра, сочетающий в себе чистоту и изящество линии, простоту композиции, экспрессию и глубокий эротизм.

Модильяни был выдающимся рисовальщиком, поэтому главное очарование образу придаёт линия, мягко описывающая контуры тела женщины, её шею и овал лица. 

Кроме ню широко известны портреты кисти Модильяни. Чаще всего Модильяни позировали его близкие друзья. Модильяни оставил нам портреты художников Диего Риверы, Хуана Гриса, Пабло Пикассо и Хаима Сутина, скульпторов Анри Лорена и Жака Липшица, писателей Гийома Аполлинера и Макса Жакоба. Дошёл до нас и один-единственный автопортрет Модильяни, написанный им в 1919 году, за несколько месяцев до смерти.

Но прижизненной славы это Модильяни не принесло. Его знал лишь узкий круг художников – таких же, как он, бескорыстно влюблённых в искусство. Модильяни (как и многие его друзья) всё-таки дождался безусловного признания, но это случилось уже после его смерти. За его картины, которые он отдавал за хлеб и вино, теперь платят умопомрачительные деньги; в картинных галереях они занимают самые почётные места.

Модильяни имел слабое здоровье – он часто страдал от заболеваний лёгких и в возрасте 35 лет умер от туберкулёзного менингита. О жизни художника известно лишь из немногих достоверных источников.

Список литературы:

1. Геташвилли Н. В. Атлас мировой живописи. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2005. – 267 с.

2. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М.: АСТ-ПРЕСС; Галарт. – 2000. – 624 с.

3. Ионина Н. Сто великих картин / Н. Ионина. – М.: Вече, 2002. – 507 с.

4. Камминг Р. Художники. – М.: Слово, 1999. – 111 с.

5. Клод Ф. История изобразительного искусства. – М.: БОММАО, 2005. – 516 с.

6. Модильяни. Серия «Мир шедевров. Сто мировых имён в искусстве». – М.: Издательский центр «Классика», 2001. – 64 с.: ил.

7. Самые знаменитые художники мира: пер. с англ. / под ред. У. Вогана. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 528 с.

8. Самин Д. К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2014. – 480 с.

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы