«Герменевтический анализ клипа Deutschland группы Rammstein»

4 апреля 2019 года в малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова состоялось заседание интеллектуально-философского клуба «Эпохе». Тема заседания: «Герменевтический анализ клипа Rammstein – Deutschland».

Докладчик – автор многочисленных статей и научных работ по многим направлениям современной философии, член клуба «Эпохе», магистрант отделения философии факультета психологии и философии Дагестанского государственного университета Хан Азизов.

Этот клип, как полагает докладчик, служит посылом осознания себя Умирающим Субъектом (нацией) и попыткой возврата к прошлому.

В докладе сделана попытка посредством имеющегося опыта указанного выше анализа осмыслить возможное будущее нашего региона.

Хан растолковал работу одиозных исполнителей, которые тронули сердца неравнодушных людей со всего мира, и каждый индивид увидел в их видео гибель своей нации. Rammstein же показывает через историю Германии гибель своего народа и страны, затронув тонкие струны души и оставив в ошеломлении разумы людей.

Из доклада Хана Азизова:

«Делая обзоры совершенно разных проявлений творческой деятельности человека, мы не раз акцентировали внимание на том, что искусство отличается от фальшивого (и зачастую симулякрного) продукта тем, что несёт в себе смысл, зачастую сокрытый символами и образами филологического, философского или исторического контекста. С точки зрения нравственности искусство может быть «дегенеративным», но при этом в качестве исключения не потерять сам статус искусства – как пример того, на чём стоит французская литература от Бодлера и Лотреамона до Селина. Правда, сами трактовки термина «дегенеративное искусство» разнятся между собой, не говоря уже о том, что одним из первых, кто дал определение этому термину, был теоретик сионизма Макс Нордау. Итак, некие господа считают, что этот клип стал олицетворением «дегенеративного искусства». Сказать это – значит расписаться в том, что человек просто оторван от центрально-европейского мироощущения. В основном это утверждают так называемые «консервативные американцы» с их раздутым пуританским представлением об общественной морали (для их предков-пуритан из Англии и Шекспир в XVI веке попал под статус «дегенеративного искусства»), а также им сочувствующие христианские моралисты из тех европейских народов, где высокое искусство либо отсутствует, либо находится в ещё большем вековом упадке, чем в центральной Европе (то есть там, где «Шнурам» и Макаревичам приходится выступать перед Минкультом). Чисто эстетически Deutschland – это первоклассный гротеск в духе Бодлера: это не гротеск юмора, а гротеск, сталкивающий дьявола с идеальным. Это резкий, но гармонично сочетающийся кадр, великолепная съёмка и игра лиц актёров, чуткая и тонкая палитра цветов на экране (мелькающая каждый раз красная геральдическая линия и ледяная атмосфера происходящего). Музыкально это убойный industrial metal с упором на синтезатор (ставший характерным для немецкой и шведской тяжёлой музыки) и ударную кульминацию перед припевом. Вкупе с пробирающим вокалом это всё тот же старый добрый Rammstein. Если разобрать происходящее, то становится очевидно, почему женский образ Germania играет негритянка с самого начала, хотя можно было бы предположить, что Germania античных и классических времён должна быть белокурая девушка, которую потом заменит негр, – нечто схожее, противопоставляющее белокурую немку Маргариту и темноволосую еврейку Суламифь, было у Целана. Но, во-первых, это внесло бы путаницу в структуру повествования клипа (кадры не чередуются в историческом порядке, а разбросаны), а во-вторых, в этом заложен всё тот же гротеск, в лице которого «дьявольская форма» лица сочетается с «божественным» духом. Germania – это изначально (с самых первых кадров клипа и с самого начала истории) образ противоречия, война аполлонического и хтонического – того, что затем логично перерастёт в дуэль на кастетах. Можно утверждать, что чёрная модель в любом историческом периоде германской истории – это фарс политической повестки сегодняшнего дня, но он явно удался сам по себе: видеоряд не теряет от этого гармоничности и узнаваемости происходящего, и при этом присутствует достаточный шок-эффект, чтобы сфокусировать происходящее вокруг Germania (помимо неё все остальные персонажи в клипе – белые мужчины, поэтому она и бросается в глаза). Образы, отображённые в клипе, интерпретируют немецкую историю. Римляне сталкиваются с Германией, и кадры соотносят увиденное «демоническое» с «идеальным» – бюстами и скульптурами немецкой готики и романтизма. В цветовой палитре в духе антиутопичной фантастики Ридли Скотта космонавты, которые идут с гробом Германии, находят среди руин (бункер, в котором они идут, это «руины уже нашей эпохи») покрывшуюся пылью образную скульптуру Германии: готические памятники рыцарям и королям прошлого (все сюжеты раскрываются в клипе постепенно). Germania в рыцарских доспехах со штандартом в руке торжественно оглядывается вокруг – посреди груды тел поверженных саксов король франков Карл I даёт начало германской государственности: он поднимает из мёртвых тел германских рыцарей (саксонскую и бургундскую аристократию), и они образуют вокруг него символический рыцарский круг».

Участники заседания активно обсуждали данную тему.

Заседания клуба «Эпохе» проходят каждый четверг. Приглашаем всех желающих в наш клуб!

Ольга Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ;

Хан Азизов, магистрант факультета философии Дагестанского государственного университета